Активное обсуждение в социальных сетях решения Нацбанка поднять на 10 тенге верхнюю границу колебаний обменного курса тенге за редкими исключениями свелось к тому, что казахстанская валюта неизбежно ослабнет до уровня в 198 тенге, а ее и отечественную экономику в ближайшем будущем ждет не лучшее будущее. На самом деле это далеко не так.
Начнем с прогнозов. В феврале текущего года правительством были внесены коррективы в Прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2015-2019 годы, первый вариант которого прошел утверждение в конце августа прошлого года, но потом, из-за резкого падения цен на нефть и обвала российского рубля, в него еще несколько раз вносились изменения. Прогноз включает три сценария возможного развития событий на 5-летний период, опирающихся на разные варианты развития мировой экономики, ситуации на мировых финансовых рынках и изменения мировых цен на нефть.
За основу правительством и Нацбанком взят базовый сценарий, предполагающий, что среднегодовая мировая цена на нефть в 2015-2017 годах будет на уровне $50 за баррель с последующим подъемом в 2018-2019 годах до $60. Экономический рост в мире по этому сценарию сначала замедлится до 3,0%, а потом будет умеренно расти и достигнет темпов в 3,4%. Оптимистический сценарий основывается на предположении о поступательном развитии мировой экономики в 2015–2019 годы, разрешении долговых проблем стран еврозоны, успешной реализации мер по улучшению экономической активности в США и других развитых странах, восстановлении спроса частного сектора и импорта из развивающихся стран. По этому сценарию ожидается, что мировая экономика будет расти темпами в 3,5–3,8%, мировая цена на нефть удержится на уровне $60 за баррель с увеличением до $70 в 2018-2019 годах. И, наконец, пессимистический сценарий основывается на наступлении кризисных явлений в мировой экономике, замедлении темпов ее роста, значительных трудностей в экономике ведущих торговых партнеров Казахстана – стран еврозоны, Китая, России, и резком падении мировых цен на нефть и другие экспортные товары нашей страны. По пессимистическому сценарию «черное золото» будет стоить $40 за баррель в 2015-2017 годах с последующим подъемом до $50 в 2018-2019 годах, а рост мирового ВВП не превысит 2,8% в 2015–2019 годах.
В качестве исторической справки отметим, что в прошлом году средняя стоимость нефти сорта «Брент» составила $99,29 за баррель. В этом году большинство аналитиков прогнозируют уровень в $60. Примечательно, что на нынешних уровнях цена была в 2005 ($54,4) и 2006 ($65,4) годах, когда экономика нашей страны росла ежегодными темпами в 10%.
Как видно, пока ситуация выглядит лучше, чем прогноз по базовому сценарию. По этой причине и темпы роста казахстанской экономики оказались выше ее оценок, делавшихся ранее. Более того, и в течение нынешней пятилетки, как видно из официальных данных, она будет расти вполне приличными темпами по среднемировым меркам не только в тенговом эквиваленте, но и в долларовом.
Тенге к гибкости не привыкать
Перейдем теперь к перспективам динамики обменного курса казахстанской валюты. Начнем с того, что в этом столетии уже был период, когда казахстанская валюта укреплялась быстрыми темпами к доллару на протяжении длительного времени. Так, с отметки в 155,75 тенге в январе 2003 года доллар ослаб до 130 тенге к концу 2004 года. К середине лета 2005 года доллар подрос до 136,12 тенге, но в апреле 2006 года оказался на рубеже в 122,92 тенге. В июле того же года «зеленый» обесценился до 117,51 тенге и потом вновь начал укрепляться. В декабре он достиг отметки в 128,02 тенге, затем в очередной раз начал слабеть и в мае 2007 года оказался на уровне в 119,57 тенге.
К разгару последнего финансового кризиса обменный курс тенге удерживался Нацбанком на отметке в 120 тенге, а после февральской девальвации – в коридоре 150 тенге за доллар в коридоре плюс/минус 5 тенге или 3%. В феврале прошлого года новый уровень обменного курса был скорректирован на отметку около 185 тенге в более узком коридоре плюс/минус 3 тенге. Затем в сентябре прошлого года диапазон колебаний вниз был увеличен до 15 тенге, а нижняя граница передвинулась соответственно до 170 тенге. И вот теперь после изменения верхней его границы этот диапазон стал весьма широким от 170 тенге до 198 тенге (соответственно 8% и 7% от 185 тенге). Но если обратиться к уже упомянутым историческим данным по динамике обменного курса тенге к доллару, то, конечно же, он не настолько широк по сравнению с эпическим укреплением казахстанской валюты в 2003-2006 годах почти на четверть.
Тем не менее, в случае возобновления роста цен на нефть, увеличения притока прямых иностранных инвестиций в Казахстан и объемов заимствования на внешних рынках укрепление тенге представляется весьма вероятным. К тому же Казахстан завершил переговоры о вступлении в ВТО, что способствует улучшению инвестиционного климата, а с началом деятельности Евразийского экономического союза заметно снизилась инфляция. В банковском секторе Нацбанк добился значительного ускорения расчистки балансов участников рынка и к концу текущего года, наверняка, будет достигнуто снижение уровня неработающих кредитов до 10% от общего портфеля, что позволит увеличить кредитование экономики. Наблюдается также рост депозитной базы банковского сектора, которая сейчас является основным источником его фондирования.
Пока же в Нацбанке следуют нынешней своей валютной политике, продолжая постепенно ослаблять тенге по отношению к доллару. Скорее всего, и во втором полугодии темпы этого процесса сохранятся, что позволит удержать на прежнем уровне реальный эффективный обменный курс по отношению к доллару и другим стабильным валютам. Фактически, Нацбанк ориентируется здесь в первую очередь на дифференциал инфляции в Казахстане и США, добавляя к нему до 3% отклонения, зависящего от рисков, возникающих при низких ценах на нефть, чтобы не допустить возникновения «девальвационного навеса» на валютном рынке. И, судя по последним данным с Казахстанской фондовой биржи (KASE) и особенно с рынка наличной инвалюты, где резко упали объемы продаж долларов, такая политика весьма эффективна.
Кроме того, проводя политику умеренного ослабления казахстанской валюты на фоне более низкой инфляции в нашей стране по сравнению с Россией (соответственно 3,9% и 15,3% в годовом выражении в июне), Нацбанк снижает текущий дисбаланс между курсами тенге и российского рубля. Так, с февраля по май произошло ослабление тенге к рублю на 26%, в результате чего текущий их уровень стал сопоставим с ноябрем прошлого года, когда «Банк России» (Центробанк) перешел к плавающему обменному курсу. Такая политика дает дополнительную поддержку казахстанским производителям в их конкуренции с россиянами, так как постепенно исчезает арбитраж между отечественными и российскими товарами.
Вполне комфортно могут чувствовать себя и владельцы тенговых депозитов, так как даже при годовом постепенном обесценении казахстанской валюты в 5-6% процентов выгода вклада в ней составит порядка 7,5% по сравнению с долларовым из-за разницы в максимальных рекомендованных ставок по ним. За вычетом обесценения чистая выгода вкладчиков от хранения сбережений в тенге составит порядка 1,5-2,5%.
Правила комментирования
comments powered by Disqus