90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таможенный союз: Геополитические распри внутри Казахстана

Таможенный союз: Геополитические распри внутри Казахстана

Оппозиция Казахстана провела референдум по выходу страны из Таможенного союза и Единого экономического пространства. Состоявшееся собрание представителей оппозиции показало неоднозначную оценку руководством оппозиционных сил собственных инициатив.



Идея провести референдум по целому ряду вопросов, среди которых выход из «ТС» и «ЕЭП», возникла в рядах оппозиции и у некоторых общественных деятелей в сентябре 2012 года.

После недолгого обсуждения с общественностью (обсуждение это проходило в социальных сетях), в октябре прошлого года, было принято решение вынести на референдум четыре вопроса. Ключевой из них – выход Казахстана из экономических интеграционных образований: Таможенного союза и Единого экономического пространства. Еще три - о возврате государству приватизированных стратегических предприятий, о запрете на строительство атомной станции и размещении на территории страны Банка ядерного топлива, и о введении выборности губернаторов областей и мэров сел и городов.

Стоит отметить, что критиковать интеграцию с Россией – излюбленная тема казахстанской оппозиции. По мнению некоторых ее представителей, сегодня Казахстана делает «шаги в сторону потери своего суверенитета». Давняя нелюбовь ряда казахстанских национал-патриотов к Москве вызвана целым рядом факторов, некоторым из которых пару сотен лет. Начиная от мирной аннексии территории Казахстана переселенцами из России, заканчивая политикой СССР на национальных окраинах. К этому добавилось и достаточно скептические экономические результаты первого года союза: экспорт казахстанской продукции в Россию и Беларусь сократился, а импорт — увеличился.

Бизнес-сообщество страны уже неоднократно озвучивало собственные опасения дальнейшего ухудшения ситуации. Заявляя, что казахстанские товары не выдерживают конкуренции из вне.

Ситуация может усугубиться еще и ближайшей перспективой вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Однако этот вопрос казахстанскую оппозицию интересует мало. Судя по всему, ключевой вопрос для нее – исключительно геополитическое влияние на Казахстан Москвы.

Впрочем, Общереспубликанское собрание, как оно было заявлено представителями организаторов – общенациональной социал-демократической партии (ОСДП), таковым не получилось. Несмотря на многие месяцы артподготовки собрать делегатов 16 марта 2013 года на собрании из всех регионов страны не получилось. Большая часть из 512 присутствовавших представляли один город (Алматы, именно там проходило собрание) и близлежащие области. Причем, как было отмечено в кулуарах встречи, большинство делегатов вызывались на собрание в «срочном порядке» - представители партии-организатора выезжали в их регионы лично. Наблюдатели заметили, что некоторые из депутатов таковыми вообще не являлись: организаторы, накануне проведения собрания, в экстренном порядке искали гостей и жителей в г.Алматы, имеющих иногороднюю регистрацию. Поиск производился даже на рынках города.

Дело в том, в соответствии с действующим законодательством РК, инициировать референдум можно на собрании, где участие принимают не менее 500 граждан, представляющих все регионы страны.

По сути, проведенное собрание, хоть юридически и было проведено с достаточным для принятия решения кворумом (голосование по всем четырем вопросам состоялось практически единогласно), однако выявило значительные разногласия в стане самой оппозиции. Отчасти это подтверждено тем фактом, что на собрание отказались ехать представители целого ряда регионов Казахстана.

Но самое главное, что инициатива референдума вызвала раскол в самой управляющей верхушке главной оппозиционной силы Казахстана – ОСДП.

Идею общенационального референдума выдвинули несколько человек, являющихся членами президиума партии. Однако ряд других, включая одного из известнейших оппонентов действующей власти – сопредседателя Общенациональной социал-демократической партии Жармахана Туйякбая, собрание, равно как и инициативу коллег по партии и идеологии, проигнорировали. С одной стороны, все это время они не высказывали критики в адрес коллег, с другой, ими не озвучивалась и поддержка инициативы. Похоже, они выбрали позицию наблюдателей: в будущем их позиция может зависеть исключительно от хода подготовки референдума и его результатов.

Кроме того, сегодня ряд этих деятелей предпочитают не идти на конфронтацию с Москвой: до очередных президентских и парламентских выборов времени остается не так много. А поддержка северного соседа для Астаны всегда важна. Особенно на фоне постоянной критики результатов выборов со стороны наблюдателей из Европы, в частности – ОБСЕ.

Помимо этого, перспектива выхода из экономических интеграционных союзов на фоне растущих национал-патриотических настроений крайне негативно отразится на тональности взаимоотношений Астаны со всеми странами СНГ, где Москва является ключевым игроком. А также значительно усилит угрозу политической экспансии со стороны Пекина.

С последним у Астаны и так достаточно напряженные отношения: трансграничная водная политика Китая грозит оставить восточную и центральную часть Казахстана без воды. И в вопросе переговоров с КНР по делению стока трансграничных рек Астана может надеяться опять-таки исключительно на ближайшего партнера – Россию.

Есть еще один нюанс. Дополнительные вопросы, которые выносятся на референдум, являются весьма и весьма спорными.

Так, строительство атомной электростанции на территории Казахстана (в г.Актау, где ранее была первая промышленная атомная электростанция на быстрых нейтронах в мире) – вопрос не только экономической целесообразности. Казахстан уже испытывает значительный дефицит электроэнергии, и вынужден закупать ее у соседей по региону. Однако переменчивая политическая ситуация в этих странах ставит под угрозу стабильность поставок. И, как следствие, повышает риски для бизнеса. Так что вопрос уже перетекает в политическое русло взаимоотношений с соседями.

Что касается решения о строительстве в Казахстане банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ, то здесь ситуация еще интереснее. Для Казахстана БЯТ – исключительно политический имиджевый проект. Главная цель проекта — поддержка развития мировой атомной энергетики, а также способствование режиму нераспространения ядерного оружия. А Казахстан в деле нераспространения – фигура номер один в мире. И отказываться от столь выгодного имиджа некоторым представителям оппозиции (из числа претендующих на президентское кресло) явно не хочется.

Что до последнего вопроса – выборов акимов, то здесь организаторы референдума немного просчитались: в декабре, выступая с Послание народу, Президент Казахстана объявил о массовых выборах мэров городов и поселков в текущем году.

Таким образом, сегодня в Казахстане сложилась странная ситуация: одна часть оппонирующих власти сил предпринимает всяческие усилия чтобы дискредитировать решения Астаны как экономические, так и политические. Другая же часть известных в стране оппозиционных деятелей ждет реакции населения, чтобы воспользоваться ею в нужном русле.

По сути, реальной оппозиционной силы, способной противостоять действующей власти единым кулаком, в Казахстане просто нет. Раздираемые внутренними распрями борьбы за лидерство оппоненты власти все еще не могут составить единую политическую платформу захвата власти. А потому все еще продолжают использовать популярный социальный лозунг – национализацию стратегических предприятий. То есть нефтедобывающих. Этот лозунг казахстанская оппозиция использует уже более 10 лет. И, как видно, пока безуспешно.

Автор: Михаил Акишев

Источник: http://ia-centr.ru

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
9-й

дан по таэквондо имеет президент Кыргызстана А. Атамбаев

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30