Узбекистан запускает контртеррористическую кампанию, которая ориентирована на систематическое освещение проблем и привлечение правительства и СМИ.
Программа имеет три основных направления, рассказал «Средней Азии в Интернете» источник из узбекского Совета национальной безопасности, пожелавший остаться анонимным: разоблачение и развенчание экстремистской идеологии, поддержка традиционного ислама и укрепление его ценностей, содействие гармонии между представителями разных вероисповеданий.
Министерство культуры, совместно с агентством печати и информации «Узбеккино», а также Национальной телерадиокомпанией, разрабатывают план действий, чтобы запустить кампанию, которая станет частью информационной и идеологической базы для борьбы с терроризмом.
Кампания началась в то время, как Узбекистан сталкивается с усилиями «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) по вербовке узбеков на войну в Сирию. По оценкам, 650 узбеков находятся там в качестве боевиков, рассказали «Средней Азии в Интернете» в Службе национальной безопасности (СНБ) в июле.
Министерство культуры настаивает, чтобы современные программы включали сюжеты о деятельности террористических вербовщиков и другие, связанные с экстремизмом темы.
Сценарии для молодежи
Сценарист Анвар Валиджонов подтвердил в интервью «Средней Азии в Интернете», что недавно ему было поручено написать сценарий о молодом человеке, который попадает в вооруженную банду, предположительно, на Ближнем Востоке, и о страданиях его семьи.
«Мне нравится работать над этим шоу, поскольку в нем поднимается актуальная тема. Это означает, что сценарий и само шоу должны быть не просто увлекательны, - сказал он. - Они также должны носить просветительский характер, поскольку целевая аудитория - молодежь».
У режиссеров «Узбеккино» та же задача. У режиссера, сценариста и продюсера Рустам Сагдиев более 12 фильмов за плечами. Сагдиев поднял тему терроризма в своем последнем фильме «Предатель».
«Вы могли бы назвать мои первые картины беззаботными - если там был какой-то конфликт, то он происходил в повседневных ситуациях, - сказал он. - Но в моем последнем фильме я поднял тему, важную для нашего общества ... фильм - это прекрасное средство для того, чтобы рассказать молодежи об угрозе терроризма».
ТВ-шоу рассказывают об опасностях
В этом году флагманские каналы Национальной телерадиокомпании регулярно обсуждают экстремизм и терроризм. Сегодня тема стала предметной, сказали менеджеры телеканалов.
«Мы работаем в тесном контакте с правоохранительными органами, которые дают нам истории, связанные с ИГИЛ, и уголовные дела для изучения, - рассказал «Средней Азии в Интернете» Алишер Хасанов, продюсер Национальной телевидение и радио компании. - Благодаря нашему сотрудничеству и координации, мы теперь имеем возможность снимать лиц, которые участвовали в этих делах».
Их каналы используют различные форматы, чтобы поднимать вопросы об участии узбеков в ИГИЛ. Наиболее популярный формат - ток-шоу с использованием сотрудников правоохранительных органов, духовенства, представителей Духовного управления мусульман, психологов и представителей общественных организаций в качестве гостей.
«Важно публично дискредитировать имидж террористических и экстремистских организаций, повысить уровень неприятия любых форм терроризма и экстремизма..., и повернуть общество против деяний, направленных на подрыв государственных ценностей и разжигание межнациональной розни», - рассказала «Средней Азии в Интернете» Фархода Рузиева, заместитель председателя Национальной телерадиокомпании.
«Хиёнат» (предательство), первый документальный фильм, который говорит об ИГИЛ, вышел в эфир в декабре прошлого года.
В июне узбекское телевидение выпустило в эфир фильм о девяти узбекских женщинах, которые присоединились к ИГИЛ. Две основные телекомпании страны - «Узбекистон» и «Йешлар» - регулярно показывают сводки новостей, которые охватывают международные события, связанные с ИГИЛ.
Узбекистон и Йешлар также обсуждают вопрос борьбы с терроризмом. Вербовка также косвенно обсуждается - например, в программах о морали. Документальные фильмы показываются в махаллях (городской квартал), оздоровительных и спортивных лагерях, и в кинотеатрах перед художественными фильмами.
«Мы должны распространять факты о том, чем в действительности является ИГИЛ - группой, которая не имеет ничего общего с истинным исламом - как можно шире», - рассказал «Средней Азии в Интернете» Уйгун Гафуров, проректор по духовно-воспитательной работе Ташкентского исламского университета.
Ташкентский политолог Линара Юлдашева согласилась с Гафуровым, добавив, что террористические движения и организации проводят свои кампании в интернете и особенно активны в социальных сетях.
«Сегодня трудно себе представить интернет без социальных сетей и молодежи, - сказала она «Средней Азии в Интернете». - Правительство Узбекистана понимает, что запреты малоэффективны, что делает запуск скоординированной разъяснительной кампании, которая использует все возможные методы и инструменты влияния, необходимостью».
Государственно-частные начинания
Частные вещательные корпорации также поддерживают это направление работы. Как и государственные каналы, они производят и транслируют социальную рекламу. Национальная ассоциация электронных СМИ (NAESMI), головная организация для частных вещателей, и компания Кабельное телевидение Узбекистана объединили усилия, чтобы создать серию социальных роликов, которые объясняют злодеяния террористических организаций, опасности вербовки в социальных сетях и торговли людьми.
Психологи, политологи и социологи делятся своим опытом, чтобы помочь создать PSA, рассказала «Средней Азии в Интернете» сотрудник NAESMI Юлдус Ахмедова.
Важно распространить контртеррористическую систему на основе идеологии и информации во всех среднеазиатских странах, сказала Юлдашева.
«Государствам Средней Азии необходимо разработать общую систему, - сказала она. - Это единственный способ противодействовать натиску информации от террористических групп».
*«Исламское государство» — террористическая группировка, деятельность которой запрещена в десятках стран.
Правила комментирования
comments powered by Disqus