Боевики, активизировавшиеся в последнее время на границах Таджикистана и Туркменистана не имеют ничего общего с ИГИЛ, это сугубо местные «проекты». Такое мнение в эксклюзивном интервью CA-News высказал Игорь Панкратенко, доктор исторических наук, шеф-редактор журнала "Современный Иран".
По его мнению, Исламское государство - сверхпопулярный модный бренд, хит сезона, «который по разным причинам присваивают себе все, кому не лень. По разным причинам – и «чтобы больше боялись», и чтобы бизнес «налогом на джихад» было проще обкладывать.
Панкратенко считает, что «Исламского Государства», как некой единой квазигосударственной или же трансгосударственной структуры, не существует.
«ИГ – это, если так можно выразиться, «облако тэгов», каждый из которых сугубо специфичен и, что очень важно для понимания, более чем автономен от центрального руководства. Координация между «филиалами» «Даеш» в разных странах и регионах практически отсутствует, каждый из них развивается не по единым шаблонам, а в зависимости от того, как руководство филиалов понимает Ислам и свои политические задачи на настоящий момент», - отмечает эксперт.
По его мнению, боевики, появившиеся в последнее время на границах Таджикистана и Туркменистана, ничего общего с «Даеш» кроме «вывески»не имеют.
«Это сугубо местные проекты. Время их вольготного пребывания на афганской территории подходит к концу. Ну и куда им податься? Только на историческую родину, в среднеазиатские республики», - считает он.
Эксперт отмечает, что классическая «Даеш» не нацелена ни на Кавказ, ни на Среднюю Азию и Казахстан.
«Направление экспансии, цели, которые определяет то крыло руководства, которое настаивает на «интернационализации джихада» – Магриб и Сахель, причем, именно те страны этих регионов, в которых они гарантированно не получат отпора из-за слабости государственных институтов», - считает он.
По мнению эксперта, все заявления «местных филиалов» о наступлении на Среднюю Азию делаются только для того, чтобы найти новых спонсоров, тех, кто наймет их для реализации какого-нибудь политического проекта в регионе.
В то же время эксперт отмечает, что все мотивы вербовки граждан ЦА в ряды ИГ — идейные. «ИГ дало людям идею создания государства, построенного на принципах справедливости, тех, которые существовали в раннем Исламе, во времена праведных халифов. Это вполне естественно в общемировом контексте нарастания протеста против побеждающей идеологии «общества потребления», а потому встречает массовый отклик. Ну и, кроме того, проблема излишне драматизируется, и количество выходцев из Средней Азии и Казахстана - капля в потоке добровольцев из других стран. Один Йемен дал «Даеш» больше людей, чем Европа, Россия и среднеазиатские республики вместе взятые», - заключает Панкратенко.
Правила комментирования
comments powered by Disqus