Отмена таможенного контроля между Киргизией и Казахстаном сразу вызвала беспорядки на КПП. Эксперты предлагают не переоценивать негативные последствия этого интеграционного шага.
Вступление Киргизии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), членом которого является и соседний Казахстан, повлекло за собой отмену таможенного контроля на контрольно-пропускных пунктах совместной границы. СМИ обеих стран уже широко осветили то, как 12 августа главы двух государств, находясь на Иссык-Куле, обменялись в этой связи торжественными речами и провели телемост с включением двух пунктов: "Ак Жол" и "Кордай".
Синдром "Ак Жола"
А вскоре после этого, 14 августа, казахстанский телеканал КТК передал сообщение о том, как на "Ак Жоле" после снятия таможенных барьеров возникла давка и беспорядки, которые привели к тому, что на киргизской стороне пост вообще на время перестал обслуживать людей. В сообщении было сказано о том, что "ситуация уже выходит из-под контроля". Впрочем, 17 августа информационное агентство КирТАГ со ссылкой на аппарат правительства Киргизии известило, что ситуация на КПП "Ак Жол" стабилизировалась. Однако остался вопрос: несет ли снятие таможенного контроля между Киргизией и Казахстаном дополнительные риски обеим республикам?
Эксперт Центра исследований кризисных ситуаций (CSRC) на Мальте Наталья Харитонова напоминает, что дата снятия контроля на границе неоднократно переносилась. "Значит, эта часть процедуры присоединения Киргизии к ЕАЭС проходила в режиме ручного управления, и важнейшие вопросы решались "с колес". Поэтому, полагаю, последствия могут быть весьма неоднозначными и в политической, и в экономической сфере", - говорит она в интервью DW. По словам Харитоновой, сейчас отмена контроля на границе касается перемещения товаров и грузов, передвижение граждан пока остается в прежнем режиме.
Страх имеет почву
"Скорее всего, движение рабочей силы через границу - а это преимущественно движение киргизстанцев в Казахстан и обратно, и мелких торговцев на бишкекский рынок "Дордой" за дешевым товаром - будет регулироваться отдельными дополнительными соглашениями", - считает Наталья Харитонова, исходя из того, что социальное напряжение в Казахстане может вырасти не только из-за конкуренции за рабочие места со стороны киргизских трудовых мигрантов, согласных на низкие зарплаты, но и ввиду страха перед инфильтрацией исламистов с киргизскими паспортами.
"Рынок легализации иностранных исламистов в Киргизии, насколько мне известно, хорошо налажен, поэтому объективно такой страх не совсем беспочвенен. Тем более, что при отсутствии таможенного контроля умельцы могут ввезти в Казахстан целый арсенал вооружений", - рассуждает специалист CSRC.
По мнению немецкого эксперта по Центральной Азии Беате Эшмент (Beate Eschment), отмена таможенного контроля вряд ли повлечет заметные последствия для обеих стран. "Да, китайские товары сегодня занимают значительную долю киргизского рынка, они очень дешевы, и можно прогнозировать, что они хлынут на юг Казахстана и на базарах Алма-Аты вызовут беспорядок в сложившихся ценах. Но это не будет продолжаться долго и чуть раньше или чуть позже отрегулируется", - полагает она.
"Другое дело, что, учитывая опыт киргизских правительств в лавировании между интересами региональных центров силы, я допускаю, что Бишкек будет искать способы восстановить поток дешевого ширпотреба из КНР, который должно было затруднить вступление республики в ЕАЭС", - продолжает Беате Эшмент.
К соседу без поборов
Она также обращает внимание на аспект, связанный с безопасностью Казахстана. "Если снятие таможенного контроля будет сопровождаться ослаблением паспортного контроля на границе, это повлияет на безопасность. Даже в ЕС сейчас задумались о восстановлении пограничного контроля на ряде внутренних границ, где он был снят. Учитывая страхи и риски, которые в обеих странах и в целом в Центральной Азии испытывают в отношении исламского терроризма, этот вопрос вряд ли будет пущен на самотек", - говорит Беате Эшмент.
Однако для туристов и вообще путников снятие таможенного контроля - это значительное облегчение, как с точки зрения экономии времени на таможне, так и "с точки зрения экономии неких, скажем дипломатично, дополнительных денежных трат, которые им приходилось платить за безболезненный переход границы", подчеркивает она.
Казахстанский экономист Петр Своик последний тезис подтверждает на личном опыте. "Переход границы стал гораздо комфортнее. По крайней мере той границы, которую я сам пересек в минувшее воскресенье, 16 августа, по пути из Алма-Аты на Иссык-Куль. Что касается торговых потоков, с моей точки зрения, ничего не поменялось", - рассказывает он.
"Граница и раньше в таможенном смысле была достаточно прозрачна, ее пересекали автомобили с товарами и невероятное количество "челноков" с тюками по 30-40 килограммов. Их особо не досматривали. И то, что сейчас эта процедура отменена, по-моему упростило ситуацию, но по сути ее не изменило. Это во многом формальный акт", - считает казахстанский специалист.
Однако следует учесть, что в Казахстане среди политических и экономических элит есть группы, в той или иной мере видящие Киргизию в перспективе не столько самостоятельным государством, сколько сателлитом Казахстана. Эти группы, по оценке Беате Эшмент, интерпретируют снятие таможенного контроля между странами как шаг к осуществлению этой долгосрочной задачи. "Другое дело, насколько их взгляды реалистичны. Ведь таможенный контроль снят в связи с вступлением Киргизии в ЕАЭС, но это проект не Казахстана, а России, у которой нет такой цели", - говорит немецкий эксперт в беседе с DW.
Правила комментирования
comments powered by Disqus