На протяжении последних 20 лет отмечается неуклонный рост числа последователей религиозно-экстремистских и террористических организаций, широко развернувших свою деятельность на территории Центрально-азиатского региона(ЦАР) и позиционирующих себя в качестве самостоятельной политической силы. При этом, координация их действий и управление осуществляются из-за пределов региона.
Следует отметить, что продвижение процесса исламизации в постсоветский период осуществлялось посредством создания многоуровневой исламской инфраструктуры.
Так, при финансовой и организационной поддержке из-за рубежа началось массовое строительство мечетей, создание религиозных учебных заведений, направление верующих на учебу в теологические ВУЗы исламских стран. Активизация агитационно-пропагандистской деятельности различных исламских проповедников-эмиссаров, получило повсеместное распространение,спровоцироваввозникновение нелегальных религиозных школ, появление несвойственных для региона новых радикальных исламских течений. Во главе этих школ и течений, как правило, становились выпускники зарубежных медресе или лица, связанные с лидерами международных радикальных исламских организаций, в т.ч. подконтрольных иностранным спецслужбам.
Используя существовавший идеологический вакуум и сложную социально-экономическую ситуацию в регионе, им удалось в короткий срок переориентировать население со светского образа мышления и жизни на восприятие ислама в качестве идеологической и духовной основы, регламентирующей поведение личности и, в целом, общественные отношения.
Причем, это происходило как в Узбекистане и Таджикистане, где исторически интенсивно развивалось земледелие и религиозная ментальность народов была высокой, так и в Кыргызстане, Туркменистане и Казахстане, в которых ранее ислам не имел сильных позиций и преобладали традиции кочевых обществ.
Несмотря на наличие вышеуказанного общего сценария, в ЦАР процесс исламизации имеет свои особенности и специфику.
В Таджикистане всплеск исламизма на самом раннем этапе приобрел ярко выраженный политический характер. Лавинообразное увеличение количества исламских движений и организаций, их ультимативные требования передачи власти для построения исламского государства, а впоследствии и активные действия по вооруженному свержению законного руководства страны стали одним из факторов начала в 1992 году многолетней гражданской войны.
Ее завершение было оформлено подписанием 27 июня 1997 года соглашения об установлении мира и национального согласия, в соответствии с которым исламская оппозиция на основе 30% квоты вошла в состав Правительства Таджикистана, ее вооруженные формирования реинтегрировались в государственные силовые и правоохранительные структуры, а Партия исламского возрождения Таджикистан, единственная подобная организация на постсоветском пространстве, получила официальный статус и возможность легального функционирования на территории страны.
На сегодня Таджикистан считается лидером по уровню исламизации общества среди стран ЦАР. Согласно официальным данным, 99% населения страны исповедует ислам, здесь функционируют около 4 тыс. мечетей (например, в 30-миллионном Узбекистане – 2 тыс. 50 мечетей; 16-миллионном Казахстане – 2 тыс. 200; 5-миллионном Туркменистане - 400 и 5-миллионном Кыргызстане – 1 тыс. 700), 6 медресе, гимназия и исламский институт, исламская политическая партия, имеющая разветвленную структуру по всей стране и собственных представителей в парламенте. Более 7 тыс. жителей являются выпускниками национальных и зарубежных религиозных учебных заведений, около 200 тыс. граждан за годы независимости совершили хадж.
Кроме того, данная статистика не охватывает количество подпольных религиозных школ, численность сторонников различных религиозно-экстремистских организаций, лиц, продолжающих нелегальное обучение в теологических заведениях исламских стран, принимающих участие в боевых действия в горячих точках на стороне международных террористических организаций и т.д.
Вместе с тем, несмотря на то, что практически все население страны в той или иной степени вовлечено в религиозную деятельность, ислам (а точнее, его суррогат в форме политического исламизма) ввиду отмеченной выше специфики узконаправленного распространения не оказывает позитивного воздействия на укрепление национальной идентичности.
Более того, отмечается рост экстремизма и фанатизма, продолжается вербовочная и агитационно-пропагандистская работа религиозно-экстремистских организаций. Имели место случаи кражи личного имущества даже на территории мечетей во время проведения молитв, среди самих представителей духовенства и посетивших священные места паломников получили распространение факты совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений.
Осознавая, какую угрозу представляет собой взрывоопасный потенциал политического исламизма, руководство Таджикистана проводит политику сочетания мер концептуального противодействия с использованием правоохранительных ресурсов в пресечении тенденций радикализации населения.
Во-первых, осуществляется последовательное вытеснение из общественного сознания привнесенного извне политического исламизма, в целях чего активно реализуется стратегия поддержки традиционного направления ислама, тщательного изучения его истинной сущности и усиления социальных функций. В этом плане в Такджикистан, впервые в ЦАР, на государственном уровне официальным течением ислама признано суннитское направление ислама ханафитскогомазхаба, проведены крупные международные мероприятия в честь основоположника этого течения Имама Аъзама и других великих представителей исламской культуры. По поручению президента Э.Рахмона священный Коран был издан на таджикском языке тиражом более 200 тыс. экземпляров и бесплатно роздан людям.
За счет государственного бюджета и резервного фонда Президента десятки миллионов сомони были выделены на издание научных, этических и религиозных книг исламской культуры, были изданы и стали доступными мусульманам страны сотни ценных исторических произведений, которые столетиями оставались забытыми. К ним относятся «Сахех» Имама Бухори, «Муснад» Имама Аъзама, «Эхеиулуми дин», «Кимиеисаодат» Имама Газзоли и другие ценные произведения. Государственным органам и представителям мусульманского духовенства было поручено «опираясь на национальные традиции предков и учение священной религии ислама, наставлять общество на путь сплоченности, взаимопонимания, защиты безопасности и стабильности общества, созидания и благоустройства», способствовать укреплению его морально-нравственных устоев.
Во-вторых, налаживается системная работа по подготовке и изданию научно-популярной и публицистической литературы, раскрывающей антиисламский характер идеологии религиозно-экстремистских и террористических организаций. Взят курс на защиту священной религии ислама от раскольничества и смешивания с экстремизмом, отражения истинной духовно-нравственной сути, природы и толерантности, особенно молодому поколению, использования исламских ценностей в его морально-нравственном воспитании. Защита ислама от этих негативных явлений является работой не только государственных органов, но и основной обязанностью религиозных объединений, Исламского центра Таджикистана, Совета улемов и каждого знатока исламских наук.
В-третьих, осуществляется переориентация существующей исламской инфраструктуры на деятельность в национальных интересах, на благо государства и народа. В этом плане совершенствуются механизмы государственного воздействия на деятельность мусульманского духовенства, его ограждения от влияния религиозно-экстремистских течений и их зарубежных спонсоров, укрепляется мотивационная основа сотрудничества (кадровая, финансовая и т.д.) религиозных кругов общества с государством.
В-четвертых, одновременно ликвидируются неподконтрольные государству нелегальные структуры и каналы, используемые для распространения политизированного ислама и радикализации населения. В том числе пресекается деятельность подпольных религиозных школ, принимаются меры по возвращению в страну граждан, проходящих обучение в исламских государствах, выявляются и задерживаются организаторы отправки молодежи в зарубежные теологические учебные заведения и др.
Таким образом, Таджикистан, где процессом исламизации охвачено уже практически все население страны, проводится его поэтапное «мягкое» реформирование в направлении поддержки ценностных ориентаций, способствующих укреплению государственности, обеспечению национальных интересов и социально-экономического развития Таджикистана.
Однако, необходимо отметить, что эффективность принимаемых мер в этой сфере в перспективе во многом будет зависеть также от влияния внешних факторов и изменения геополитической обстановки в регионе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus