«АП» уже писала о забавной, но тревожной тенденции, когда в рядах таджикской творческой интеллигенции стали творчески вдохновляться не только от личности президента, но и, скажем, от его посланий к парламенту.
Уважать главу государства – нужно. Воспевать – тут, по-разному. Сердцу, как говорится, не прикажешь. Тем более на Востоке, с нашими богатыми традициями одописания. Хуже другое. Если это, а также бесконечное воспевание Родины, слишком громкое, а потому какое-то неискреннее, становится основным трендом, системой. Это неправильно, хотя бы потому что – однообразно. В творческом цветнике Таджикистана должны расти сто цветов.
Недавно на творческом горизонте страны появился необычный певец - 70-летний Бобои Файз. Таков его псевдоним. С первых же шагов стал популярен. Интересно, что и среди молодежи тоже. Его песни сегодня звучат из автомобилей и мобильных телефонов.
При этом, Бобои Файз – ярко выраженный фольклорист, певец народных песен. Исполняет их на самом обычном южном диалекте. Легко и весело, приезжая из Нурека в Душанбе. Темы его песен самые обыденные – сценки из его собственной жизни.
Он был обречен на успех. Его оригинальность – в его простоте и традиционности. Его образ естественен - человек из народа, далекий от сильных мира сего.
Так было. Пока талантливым дедушкой не заинтересовалась столица. Первыми, интерес проявили телевизионщики. Брали интервью, в которых, помимо прочего, пытались узнать от Бобои Файза, мол, а правда, что в нашей стране очень хорошо жить, а мы это не ценим? Дедушка что-то вежливо отвечал.
Его стали приглашать в телевизионные студии, где испытание на патриотизм продолжилось.
«Скажите что-нибудь о нашем процветающем Таджикистане, – упрашивали певца, –спойте какую-нибудь патриотическую песню из своего репертуара».
Торжественных од в репертуаре певцы не находилось. Бобои Файз, конечно, патриот, но песни его самые простые и о другом. Телевизионщики не отставали. Было заметно, как интервьюируя дедушку, всячески пытались подвести его к словам вроде, «и за все это я благодарю Чаноби Оли».
Непринужденный, безыскусный певец сигналов не улавливал. Непонятливый. То есть слишком простой. А раз так, то его решили подвести его под формат. Свели с профессиональными музыкантами. С какого-то времени его выступления стали сопровождать два музыканта: гиджакист и дойрист, они же - подпевка. Главное, чтобы, чиновникам было понятно кто он такой как певец, чтобы был - в формате. Неважно, что оригинальность Бобои Файза с тех пор заметно поблекла.
Это хорошо было видно на праздновании Навруза 21 марта в «Наврузгохе» в Душанбе. Из него, южанина, для чего-то слепили старика-согдийца, одев в самаркандский халат. Поставили дуэтом с некой женщиной-певицей. А поскольку у Бобои Файза не было песен о Наврузе, то в одну из его известных песен, добавили ему специальные праздничные строки. Певец выглядел заметно растерянным.
Впрочем, талант не утаишь - на концерте его заметил президент. Сидя на трибуне, он отреагировал лишь на выступление Бобои Файза. Улыбался, аплодировал.
В конце мероприятия, глава страны поблагодарил всех. Затем, обращаясь к руководству Телерадиокомитета, попросил их вечером показать по телевидению Бобои Файза с его песней, той самой, исполненной на концерте. «И пусть выступит один», - добавил он.
Желание президента, естественно было исполнено. Народного певца вечером и показали. Без женщины. Но не одного, а опять в цепком сопровождении профессионально играющих, то есть, лишающих Бобо Файза оригинальности, гиджакиста и дойриста.
Логика чиновников понятна. Президент сказал «путь выступит один», но не сказал «и без музыкантов». Старая добрая перестраховка.
Жаль, конечно, если Бобои Файз, потускнеет… Не выдержит испытания форматом и патриотизмом, смешается с многочисленной массой одистов. Жаль, если чиновники будут и впредь считать, что любить Родину и уважать ее символы - и с профессиональной неутомимостью воспевать Родину и ее символы – это одно и тоже. И обязательно к исполнению.
Источник: "Азия-Плюс"
Правила комментирования
comments powered by Disqus