Ташкентцы за рубежом ищут сходства и различия между жителями Ташкента и обитателями своих новых городов.
Эмиграция — вполне рядовое явление для нашего мира. Перемещение из пункта «А» в пункт «Б», будь они даже на расстоянии тысячи километров, занимает совсем небольшой промежуток времени. Затем наступает период адаптации к новым местам и человек точно определяет — я остаюсь здесь жить. Ташкентцы не исключение: кто-то решает уехать учиться, кто-то удачно выйти замуж, а кто-то просто потому, что на Родине становится тесно.
Издание Voice of Tashkent (VOT) решило узнать у людей, переехавших из Ташкента, чем отличаются ташкентцы от их новых земляков, и чему нам стоило бы поучиться друг у друга.
Он улетел, не обещая вернуться
Каждый из опрошенных занят в различных сферах деятельности — от курьера в ресторане, специалиста технического отдела, кинооператора в кинотеатре, студента-журналиста, переводчика японского языка и молодой мамы, до тех, кто только начинает поиск интересной работы на новом месте.
Все они уехали по абсолютно разным причинам — отсутствие работы или приглашение на новую, нестабильность или желание увидеть «другую» реальность, бесперспективность жизни старой или любовь, но все с большой теплотой отзываются о Ташкенте и ташкентских обитателях. К тому же, с удовольствием поясняют своим новым землякам, что Узбекистан — это не Пакистан, и Афганистан, что Ташкент не менее прекрасен, чем древние Самарканд и Бухара, и что наши жители одинаково хорошо говорят на узбекском и русском языках.
Не хуже и не лучше, просто другие
Мы поинтересовались, что есть в новых земляках, чего у ташкентцев не встретишь и что из этого особенно удивляет и привлекает.
Джаваншир Мамедов, 23 года. Живет в Санкт-Петербурге уже 10 лет
- Не думаю, что можно всерьез рассуждать о разнице между жителями городов, т. к. привязка к городу в данном случае не репрезентативна. Данные вопросы относятся скорее к менталитету (что само по себе очень широкое понятие), который связан с городом проживания чуть более, чем никак. Это во-первых. Во-вторых, я уехал из Ташкента в 13 лет и так как я был ребенком мне сложно рассуждать о подобных вещах.
Пожалуй, в Петербурге по сравнению с Ташкентом сильнее «размыты» связи между родственниками. Также могу отметить, что люди редко хорошо знакомы с соседями по площадке. В Ташкенте все еще сильны свойства традиционного общества, поэтому по этим пунктам ситуация складывается иная. Динамика жизни в мегаполисе, таком как Петербург, приводит к тому, что люди чаще и охотнее видятся с приятелями, друзьями и быстро заводят знакомства, нежели встречаются с родственниками и проводят с ними большую часть свободного времени.
В Петербурге довольно активны различные общественные объединения. Такие как «Красивый Петербург». Два года назад, когда я несколько недель наблюдал покореженный автомобиль, который находился практически на автобусной остановке в моем микрорайоне. Он создавал аварийную ситуацию, но властям не было до этого дела. Я заполнил заявление на сайте «Красивого Петербурга» и приложил фото. Заявление было отправлено в администрацию города. В итоге автомобиль был убран с остановки.
Может быть ташкенцам стоило бы активнее проявлять свою гражданскую позицию и инициативу. Хотя, опять же, мне сложно судить о нынешней ситуации в Ташкенте.
Данила Фролов, 23 года. Живет в Балтиморе, США 2 года
- Говоря в общем, американцы очень приветливый и дружелюбный народ, и в этом они похожи на ташкентцев. Другое дело — сама культура общения. В США улыбаются незнакомцам — это знак нейтральной доброжелательности. В Ташкенте не особо замечал за людьми такого. Не знаю, хорошо это или плохо, но иногда радует простое «как дела» с может наигранной, но, в то же время, приятной улыбкой.
Здесь практически отсутствует коррупция среди служб дорожного движения. Здесь все строго и если уж попался, то лучше спокойно объяснить, почему нарушил, не нервничая и не выходя из машины. И если все не так серьезно, то будешь ты прощен, ибо американская полиция очень понимающая и докапываться лишний раз не будут, только по существу. И еще, в Ташкенте абсолютно не соблюдаются правила дорожного движения. В США в большинстве своём все ездят аккуратно, по своей полосе, используя поворотники. Хотя, конечно, тоже встречаются так сказать, безбашенные крейзи-рейсеры.
За океаном, отношения «подчиненные — начальник» носят несколько иной характер. Менеджер представляет в одном лице и начальника, и товарища, и просто человека, с которым можно пообщаться на общие темы, пошутить и посмеяться. Но, конечно, нужно знать меру и не забывать, что все же этот человек является твоим работодателем, и брал он тебя на работу за твои профессиональные навыки, а не за количество смешных анекдотов в твоем арсенале.
К слову об американских тусовках. В большинстве случаев, застолье в Ташкенте — это не только повод поесть. Это обряд «праздник жизни». Поэтому готовится гораздо больше, чем надо, и на стол выставляется все, что есть в доме хорошего. Американское пати — это, как правило, пиво, разливаемое в пластиковые стаканы, и куча бутылок с разными винами, также прилагаются закуски — оливки, сыры, чипсы, которые обмакиваются в соус. Жители США не привыкли сами готовить на праздники, они предпочитают заказать еду из ближайшего ресторана или ближайшей пиццерии. Исключением является, наверное, только День Благодарения, когда вся семья дружно собирается дома и ест свежеприготовленную индейку.
А если говорить о том, чему ташкентцам можно поучиться у американцев, так это относиться к вещам по-другому. Многим жителям Ташкента нужно избавиться от лишнего пафоса и перестать считать себя королем мира, если ты ездишь на каптиве или малибу, и носишь майку от Armani. Это мнимые идеалы и нужно понимать, что твоя машина или одежда не дает тебе права смотреть на других людей оценивающим взглядом и считать себя выше их. В остальном, я вполне доволен культурой своих земляков, уважаю их устои и нравы, так как ташкентцы очень добрый и гостеприимный народ.
Американцам же, в свою очередь, стоит перенять нравственные ценности Востока. Не быть столь ориентированными на ценности технологического развития, ведя погоню за «благами цивилизации», а стремиться быть иррациональным и ориентироваться на духовную составляющую бытия, сохраняя уважение к традициям и обычаям.
Луиза Вилле, 34 года. Живет в Бальцерс, Лихтенштейн 5 лет
- В Центральной Европе у многих нет тех дружеских и семейных уз, как в Ташкенте. С соседями постоянно выяснение отношений, то из-за парковки, то из-за того, что не в тот день постирала и повесила белье, то из-за того, что не там поставила велосипед. Дело в том, что народ тут живет по плану на месяцы вперед и людям, которые привыкли в Ташкенте жить каждым днём, сложно привыкнуть к тому, что стирать ты имеешь право только по понедельникам, мусор выкидывать по вторникам, в феврале планировать отдых на октябрь. В общем, может это и правильно, но часто кажется, что тут у людей странные проблемы или заняться нечем.
В Ташкенте мы каждый день думали, где найти работу и как бы заработать, а на мелочи не обращали внимания, а тут я в шоке от того, что люди «не поделили» верёвку для белья (проблема у них, понимаешь).
Мне поначалу было странно, что в воскресенье пришли соседи и стали жаловаться моему мужу, что я пылесосила, оказалось, что тут по воскресеньям и в обед запрещено пылесосить и шуметь.
Недавно соседка написала в полицию на соседнего петуха, который начинает кукарекать в 5 утра и она не может спать. Я не то что смеялась, а плакала от смеха. Полиция поговорила с хозяевами петуха. P.S: через неделю петух перестал кукарекать (наверное, пошел на суп).
Много по таким мелочам приходиться переделывать себя и свой менталитет и привыкать жить по правилам, которые расписаны на много недель наперёд и часто кажутся бредом для нас.
А похожи все люди только в одном — что в Ташкенте, что тут — все любят обсудить и посплетничать, кто есть кто, откуда и кем является.
Большая разница наблюдается в отношении со временем и пунктуальностью. Тут швейцарский менталитет и люди приходят «минута в минуту», ни разу не было, чтоб кто-то кого-то ждал, этому мне тоже пришлось тут учиться, у нас в Ташкенте же как — назначил встречу и можно и на полчаса опоздать.
Природа и чистота тоже очень важный пункт — это у них уже в крови, с детства прививают. И на самом деле, поедете в Германию или Францию там уже грязно, а тут — все улочки чистые и люди все за природой следят. Люди от государства всегда стригут все кустики и сажают цветы по обочине. А траву подстригают сами жители, не надо бегать или уговаривать кого-то — все сами сделают и за всем проследят. Постоянно какие-то декорации придумывают и выставляют в огороде. Никто цветы не рвет и эти декорации не крадет.
И еще для меня было шоком то, что тут нет очередей, когда делаешь документы. Я в начале за недели 2 или 3 с мужем ругалась, что пора делать документы, а то не успеем, на что он странно среагировал и как-то сказал: «А какие проблемы? Тут документы делают за час». А, если у нотариуса что оформить нужно — звонишь и приходишь в назначенное время (не забывая про пунктуальность) и тебе тут же за минут 10 все оформляют. Платишь по законом установленной цене и все. Я так восхищаюсь этой системой — все отлажено и понятно.
Ольга Лобанова, 25 лет. Живет в Москве год
- Первое и самое заметное — это темп, ритм жизни в Москве. За один день я успеваю сделать гораздо больше дел именно в Москве, хотя расстояния во много раз превышают ташкентские. В Ташкенте все кажется таким размеренным и плавным, кажется, что люди никуда не спешат. Кстати, о расстояниях. Если раньше, допустим, расстояние от Юнусабада до Куйлюка мне казалось огромным, теперь даже смешно слышать от друзей из Ташкента: «так долго/далеко ехать».
В Москве можно встретить очень много позитивных, креативных, приветливых и милых людей. Много активных, творческих личностей. Благодаря таким людям Москва кажется мне очень приятным, дружелюбным и весёлым городом.
В то же время, увы, встречаются весьма грубые и неприветливые личности, но я стараюсь их обходить стороной, не реагировать — насколько позволяют обстоятельства.
Думаю, что и в нашем родном городе есть всего понемногу, просто размеры городов отличаются. Главное, не бросаться в крайности и везде искать плюсы.
Мне нравится, что в Москве всегда можно найти, чем заняться, куда пойти: концерты, выставки, мероприятия — на любой вкус, в любое время. Люди очень активны, постоянно в поисках нового. Очень много возможностей для развития и роста, для творчества и самовыражения. Хотелось бы, чтобы и в Ташкенте так же активно всё проходило, ведь иногда два события в неделю — и все. (Мне так вспоминается, не ругайте сильно, если не права).
Что хотелось бы перенести в Москву? Ташкентское гостеприимство, тепло и доброжелательность.
Серик Абилов, 26 лет. Живет в Москве год
- Тут не уступают места в общественном транспорте пожилым людям, в этом плане ташкентцы более воспитаны. Все куда-то спешат, мало, кто остановится и поможет человеку с сумками. Хотя, в последнее время, и в Ташкенте тоже стали реже помогать друг другу. В Москве сейчас модно в парках ездить на великах, самокатах, роликах — в Ташкенте это редкость, хотя погода позволяет.
В целом хоть и говорят, что в России люди злые, я этого на себе не почувствовал. Когда узнавали, что я приехал из Узбекистана, многих удивляло, что я говорю без акцента. А так в лицо никто не говорил, что «вот понаехали тут». Здесь, по-моему, такие же люди что и в Ташкенте. Те, с кем я работал, хотели женить меня на россиянке, чтобы помочь с гражданством. Хотели помочь с вещами для дома (кастрюли, сковороды и т. д.). Женщины очень сочувствовали тому, что я вынужден был уехать от родителей.
Ташкентцам на мой взгляд, пора переходить на экологический транспорт (велосипеды и т. д.). Ну и улучшать качество сервиса. Неплохо бы вернуть карточки на проезд в метро.
А москвичам в противовес не хватает вежливости. Хотя может и не стоит ничего перенимать. Эти различия делают нас теми, кто мы есть.
Элла Мурадова, 33 года. В Токио уже почти 10 лет
- В японцах сильно разделение на общественное и личное. В обществе принято не выпячиваться, до последнего не высказывать свое мнение, поэтому собрания на работе, например, могут длиться вечность — все будут сидеть и ждать, когда их в сто пятидесятый раз попросят высказаться, только тогда, возможно, начнется обмен мнениями. У нас проще высказать то, что ты думаешь, но часто за этой свободой мы не замечаем, что это только наше мнение.
Те, кто работает в сфере обслуживания, не считает зазорным ставить клиента выше себя, сделать все для того, чтобы клиент остался действительно доволен, так как понимает, что когда он придет в кафе или в магазин, с ним будут обращаться также. У нас работа в сфере обслуживания почему-то считается зазорной, а уж превозносить клиента и угождать ему так и вообще не вариант.
Сильно бросилось в глаза «не джентльменское» поведение японских мужчин: никогда не сделают комплимент, не пропустят вперед, не откроют дверь. Только после нескольких лет жизни мне рассказали о том, что в Японии (как и во многих странах Запада) такое проявление джентльменства может быть рассчитано как унижение женщины — эдакое обратное лицо феминизма — и поэтому многие мужчины не рискуют проявлять такие знаки внимания, дабы не быть неправильно понятыми.
А из похожего — очень приветливое отношение к иностранцам, к гостям, желание помочь. Правда, у ташкентцев это желание будет распространяться еще очень глубоко: тебя пригласят в гости, напоят чаем, решат все твои проблемы, даже если ты уже и не просишь помощи. А у японцев это закончится только строго выполнением твоей просьбы.
Ташкентцам не хватает умения «оглядываться» на окружающих. В Японии не принято громко говорить по телефону в общественных местах, громко слушать музыку, а у нас это расценивается как свобода каждого. Но свобода одного начинается там, где заканчивается свобода другого, и если мы хоть немного будем обращать внимание на удобство окружающих, уверена, рано или поздно, получим такое же отношение к себе.
А жителям моего города надо поучиться у ташкентцев широко и открыто улыбаться незнакомцам, отдыхать от души, красиво ухаживать за девушками.
В итоге
Разные мнения, разные судьбы, разные принципы. К эмиграции и переездам можно относиться как угодно. Кому-то удается обрести счастье на новом месте, кто-то скучает по потерянным родственным связям, а кто-то решает вернуться обратно. Но как бы ни складывалась жизнь там, «за бугром», люди, когда-то переехавшие из Ташкента, навсегда остаются нашими, родными, непоколебимо любящими свою Родину и с гордостью несущими звание доброжелательных, гостеприимных и радушных ташкентцев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus