Недавние изменения в режимах передвижения товаров и допуска грузоперевозчиков на общий рынок Евразийского экономического союза заставили общественность говорить о второй волне «торговых войн» в рамках единого экономического пространства.
Дискуссии разгорелись на фоне новостей о начале таможенного досмотра российской стороной грузоперевозчиков, следующих из Европы в Казахстан. Дело в том, что российская таможня опасается ввоза в страну так называемой «санкционки» - продуктов европейских производителей, которые попали под ответные западным санкциям российские ограничения. В основном это сельскохозяйственная продукция стран Европейского союза, которая сегодня не соответствует нормам санитарного контроля, и по этой причине является контрабандной. В Астане действия российских коллег расценили как шаг, направленный против казахстанского рынка. В этих условиях далеко не все понимают, чем обусловлены действия российской таможни, принимая вышеуказанные явления за «торговую войну».
Стоит отметить, что подобные меры со стороны России не носят единичный характер. После введения санкций в отношении России некоторыми западными игроками, последовал асимметричный ответ Москвы в виде ограничений поставок сельскохозяйственной продукции ряда европейских производителей. В первые месяцы действия запрета таможенные органы России практически не отслеживали грузоперевозчиков, направляющихся в другие страны Евразийского экономического союза. Однако с течением времени стало ясно, что часть адресованной в страны ЕАЭС продукции (запрещенной в России) так и не доезжает до границ Казахстана и других участников Евразийского союза. В сложившейся ситуации, Москва была вынуждена пойти на введение режима тщательного досмотра таких грузоперевозчиков и дальнейшего мониторинга перевозок. Значимо, что такая политика явилась следствием работы недобросовестных предпринимателей, которые реализовывали запрещенную к импорту продукцию в РФ, хотя конечным пунктом были обозначены другие страны-участники ЕАЭС.
Справедливо будет отметить, что определенные меры ограничения вводятся не только российской стороной. Недавно Комитет по защите прав потребителей Миннацэкономики Казахстана сообщил о запрете ввоза некоторых видов кыргызстанских и российских продуктов. В основном под запрет попали позиции импорта мясомолочной продукции производителей России и Кыргызстана. Москва и Бишкек, в свою очередь, не отрицают правомерности действий Астаны. Это обусловлено тем, что продукция ограничена к импорту по результатам лабораторных исследований, которые выявили несоответствие продуктов санитарным и гигиеническим показателям технических регламентов.
Иными словами, такие ограничения носят вынужденный характер и вовсе не подразумевают ведение странами «торговой войны». Причины запрета ввоза товаров или досмотра грузоперевозчиков могут иметь разный характер, однако они не идут вразрез нормам Евразийского экономического союза. Некоторые экономисты говорят о том, что вследствие последних ограничений участников организации, можно говорить о том, что «ЕАЭС трещит по швам». Эти заявления, конечно, утрированы.
Евразийцам сегодня действительно приходится справляться с множеством трудностей, обусловленных далеко не только внутренними факторами. Кризисные явления в мировой экономике вынуждают участников ЕАЭС искать новые инструменты поддержки и защиты внутренних рынков. В случае возникновения противоречий внутри интеграционного института на помощь приходит Евразийская экономическая комиссия. Именно к ее компетенциям относится разрешение споров участников, если, конечно, страны ЕАЭС самостоятельно не придут к компромиссу. Учитывая возраст Евразийского экономического союза, в режиме которого участники функционирую всего полгода, можно говорить о том, что страны пока только вырабатывают действенный механизм разрешения споров. Кроме того, в условиях внешнего давления и кризисных явлений на мировом пространстве значимость и перспективы Единого экономического пространства не отрицает ни один из участников.
Правила комментирования
comments powered by Disqus