90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Дешевый тенге спасет казахскую нефть

17.09.2015 14:04

Экономика

Дешевый тенге спасет казахскую нефть

Последние дни были неоднозначными на информационном поле нефтяного рынка. Новости из ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти) и мажилиса, вкупе с трендом на дальнейшее снижение мировых цен на нефть, дали повод зарубежным экспертам и аналитикам высказаться на тему шаткого положения и мрачного будущего нефтегазовой отрасли Казахстана.

Так, в своем сентябрьском отчете ОПЕК улучшила прогноз по мировому спросу на нефть до конца года до 92,79 миллиона баррелей в день, ухудшив при этом свой прежний прогноз по спросу в 2016 году до 94,08 миллиона баррелей в день. Пересмотр прогноза на этот год ОПЕК связала с экономическими показателями в странах – членах ОЭСР в Северной Америке и Европе в первом полугодии, которые оказались лучше, чем ожидалось. При этом к ухудшению прогнозов на следующий год привели более слабые экономические данные в Латинской Америке и Китае.

В то же время, по прогнозам организации, добыча нефти в странах, не входящих в ОПЕК, в этом году составит 57,43 млн баррелей в день, что на 30 тысяч баррелей меньше предыдущего прогноза. Ожидания на 2016 год также были пересмотрены в сторону понижения на 0,11 баррелей в день.

Казахстан не стал исключением и оказался в списке стран, в которых прогнозируется снижение добычи. По прогнозам ОПЕК, среднесуточная добыча нефти в Казахстане по итогам этого года сократится на 10 тысяч баррелей в день по сравнению с предыдущим годом и составит в среднем 1,62 млн баррелей.

В следующем году, считают в ОПЕК, снижение добычи продолжится. Прогноз ОПЕК подтверждается и проектом бюджета Казахстана на 2016–2018 годы, который на днях был представлен в мажилисе. Согласно документу Казахстан планирует добыть в 2016 году 77 млн тонн нефти, тогда как ранее планировалась добыча на уровне 80,5 млн тонн.

Стоит отметить, что тенденция к снижению добычи в Казахстане наблюдается уже не первый год. Так, в 2014 году добыча составила 80,826 млн тонн нефти, (на 1,2% меньше, чем в 2013 г.), против запланированных 85 млн тонн. Однако говорить о шатком положении отрасли, как это утверждают зарубежные аналитики, рано, считает независимый эксперт рынка Олжас Байдильдинов.

«Важно понимать, что любой прогноз может выполнять несколько функций – успокаивать рынки, нагнетать панику, предоставлять ориентиры и др. Соответственно, у каждой заинтересованной стороны (производители, потребители, инвестбанки) могут быть абсолютно противоположные прогнозы и выводы. Уникальность текущей ситуации состоит в одновременном росте поставок, увеличении спроса (об этом ниже) и снижающихся ценах. Так называемый «навес» производства нефти над потреблением сейчас оценивается в один-два млн. баррелей в сутки – у всех разные оценки, но дисбаланс существует, это признает и ОПЕК в обновленном прогнозе на 2016 год», – говорит г-н Байдильдинов.

По словам независимого эксперта, если отбросить геополитические факторы, влияющие на рынок, то в основном СМИ интерпретируют действия ОПЕК и других нефтедобывающих стран, акцентируясь на увеличениях поставок. При этом никто не обращает внимания на вторую сторону любого рынка – потребление.

«Для примера рассмотрим ситуацию в Соединенных Штатах: о росте производства сланцевой нефти знают все, а о показателях потребления практически никто не слышал. В 2000 году потребление нефти в США, согласно данным BP Statistical Reviewof World Energy, составляло 884,1 млн тонн, и достигнув пика в 939,8 млн тонн (2005 г.), показатель снизился до 836,1 млн. тонн по итогам 2014 г. Т.е. в 2014 году потребление снизилось на 5% к 2000 году и на 11% к историческому максимуму 2005 года. При этом добыча нефти в США с 2000 года выросла с 347,6 млн тонн до 519,9 млн тонн в 2014 г. (+50%!). Как результат – существенное снижение импорта. Конечно, для более детального анализа требуется отдельный расчет, однако общая тенденция ясна – новые технологии позволяют не только увеличивать собственную добычу, а также снижать себестоимость, но и существенно сокращать потребление» – говорит Олжас Байдильдинов.

По словам эксперта, подобная ситуация характерна не только для США, но и для всех развитых стран. Если посмотреть потребление первичной энергии (нефть, газ, уголь, атомная энергия, возобновляемые источники и др.) в странах ОЭСР (наиболее развитые страны мира), то можно заметить четкую тенденцию сокращения потребления уже на протяжении восьми лет, при этом доля стран ОЭСР в мировом энергопотреблении снизилась с 58% в 2000 г. до 43% в 2014 г.

То есть истинная проблема нефтедобытчиков, считает О. Байдильдинов, не в конкуренции или заговоре против России, сильном долларе или сланцевой нефти, а в снижении темпов роста потребления нефти. И это не является показателем одного года – это четко выраженная долгосрочная тенденция. И естественно, все производители стремятся заработать максимально больше, а сделать это можно, только увеличивая добычу нефти. Что сейчас и происходит – никто не собирается снижать производство, несмотря на низкие цены.

«Что касается прогнозов по росту спроса, то это не значит рост потребления. Объясню на простом примере: мы ждем некоторого подорожания гречки, риса, сахара и др., на фоне этого ожидания мы покупаем в супермаркетах не один кг каждого товара, а скажем, три-четыре – про запас. Означает ли это, что спрос вырос в три-четыре раза? Да. Означает ли это, что потребление выросло в три-четыре раза? Нет. Так как мы покупаем на будущее. Примерно такая же ситуация наблюдается и на рынке нефти. Многие понимают, что текущий уровень цен отличается от справедливой цены для многих производителей (это около $60–70 за баррель) и на этих ожиданиях увеличивают закупки. Нефть может храниться в многочисленных нефтехранилищах, НПЗ и др. То есть низкие цены действительно стимулируют рост спроса (о чем говорят в ОПЕК), но вовсе не физического потребления», – говорит О. Байдильдинов.

Также, по мнению эксперта, нефтедобывающей отрасли Казахстана мало что грозит, даже при условии падения мировых цен ниже $40 за баррель.

«К примеру, себестоимость добычи нефти на устье скважины на крупнейших месторождениях (Тенгиз и Карачаганак) составляет всего $3–4 за баррель. Это официальные данные самих консорциумов. Даже с учетом налогов, транспортировки и др. они спокойно переживут цены и в $20 за баррель. При этом надо учитывать, что со снижением цен на нефть также снижаются цены на нефтесервисные услуги, транспортировку и т. д. – т. е. происходит общее снижение цен по всей цепочке. Запас прочности есть, кроме того возможно налоговое стимулирование, что и планируется осуществить в Казахстане», – считает г-н Байдильдинов.

При этом эксперт отмечает, что есть и менее привлекательные месторождения – там себестоимость может составлять и $20–25 за баррель, т.е. с учетом всех расходов им необходима цена в $40–45.

«Следует разделять точку безубыточности нефтедобывающих компаний и бездефицитный бюджет или дефицит на приемлемом уровне бюджета нефтедобывающих стран. К примеру, для государственной нефтедобывающей компании Саудовской Аравии Saudi Aramco достаточно мировой цены и в $7–10 за баррель, но для бездефицитного бюджета необходима цена выше $100, т. к. государство тратит серьезные суммы на социальное обеспечение и в текущих условиях низких цен на нефть вынуждено сокращать золотовалютные резервы. Следует отметить, что даже при таких стрессовых условиях ЗВР саудитов хватит не менее чем на шесть-семь лет, – считает Олжас Байдильдинов.

Первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин также не склонен драматизировать ситуацию. Снижение добычи запланировано, но все может измениться.

«При $40 (за баррель) на следующий год прогноз – 77 млн тонн. При $50 – 79–80 млн тонн, при $30 – уже 73 млн тонн», – заявил он на брифинге в Службе Центральных Коммуникаций.

Более того, по его словам нефтегазовая отрасль уже получила поддержку в виде курса доллара и будет только развиваться.

«Принятие решения об инфляционном таргетировании в значительной мере облегчило ситуацию в отрасли. До этого около 50 компаний уже попадали в зону нерентабельности. Несмотря на большие сложности, связанные со снижением цены на нефть, сегодня многие компании почувствовали некоторое облегчение в выплате зарплаты, выполнении социальных обязательств», – отметил У. Карабалин.

Также, несмотря на падающие цены на нефть, Казахстан намерен работать над увеличением экспорта. Для этого ведутся работы по расширению пропускных способностей нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и Казахстан – Китай.

«Запускается в эксплуатацию головная насосная станция КТК в Атырау. В следующем году будет завершен весь комплекс работ по его расширению. Мощность КТК будет доведена до 67 млн тонн в год. В том числе до 52 млн тонн по казахстанской территории», – пояснил г-н Карабалин.

Несмотря на неутешительные прогнозы по добыче сырья, У. Карабалин заявил, что сроки перезапуска Кашагана не меняются. На сегодняшний день из Германии и Японии поставлено 67,5 км труб из необходимых 99 км. Из них порядка 26 км уже сварены и уложены в траншеи.

В планах государства по развитию отрасли и прирост запасов нефти за счет открытия новых месторождений. Вице-министр сообщил, что до конца текущего года будут проведены конкурсы на геологоразведочные работы по двенадцати новым участкам.  

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

17.09.2015 14:04

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Алиджан Рахманович Ибрагимов

Ибрагимов Алиджан Рахманович

Член совета директоров «Евразийского банка»

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
173 000

человек живет в "саманном поясе" Бишкека

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30