Транскрипт выступления заслуженного работника туризма Казахстана, академика Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения, кандидата педагогических наук Олега Григорьевича Лютеровича, г. Алматы (Казахстан), на круглом столе, посвященном туристическому потенциалу стран ЕАЭС. Мероприятие состоялось 28 августа 2015 года в Екатеринбурге. Организаторами выступили Экспертный клуб «Урал-Евразия» и Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина.
Туристические кластеры
В отличие от Киргизии, у нас ситуация относительно кластеров другая. В Казахстане о них начали говорить еще в 2008 году. Определенные подвижки сделаны в следующем плане: были выделены деньги на разработку мастер-планов кластеров конкретных регионов. В немалой степени это было связано с тем, что у нас восстанавливается Великий Шелковый путь протяженность 8,5 тысяч км, из которых 2,5 проходят по территории пяти областей Казахстана. По этой причине приоритетными сделали именно эти области – от Жамбыльской до Актюбинской с выходом на Россию. Я принимал участие в разработке всех этих мастер-планов, поэтому могу дать определенную оценку туристского потенциала Казахстана.
Как можно заставить госорганы работать? Мы давно поняли – никак. Но у нас есть очень мощный рычаг – это Казахстанская туристская ассоциация (КТА), экспертом которой я являюсь. Это очень весомая организация, к которой прислушиваются в Правительстве. Когда было принято решение о туристских кластерах, и когда проводилась разработка мастер - планов, наша Ассоциация принимала участие, и мы выигрывали тендеры. У нас очень мощная команда, которая не ограничивается какой-то одной организацией: у нас были экономисты, специалисты по гостиничному менеджменту, я, в частности, представляя Казахскую академию спорта и туризма, формировал туристско – экскурсионные программы.
Мы эти планы разработали. К чему мы реально пришли? Во многом проблемы те же, что и в России, например, малая плотность населения в определенных регионах, как Кызылординская область, по которой в том числе пройдет Шелковый путь. Плотность населения там составляет 3,2 чел/км2, известно, что территории, где плотность населения составляет менее 20 человек на квадратный километр, то никакого успеха бизнес там добиться не сможет, это объективный факт. Вместе с резко-континентальным климатом эти факторы играют негативную роль.
Тем не менее, многое делается. Например, мы многого добились в Павлодарской области, откуда до Омска около 300 км. Разработали для них водный маршрут по Иртышу, потому что в последние годы там, к счастью, расчищается его русло. Водные маршруты мы также разработали в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), экстремальные туры вокруг Аральского моря, сити – туры по областным центрам Казахстана, туры по Национальным паркам республики и т.д.
Образовательные стандарты
Встал вопрос о стандартах. Стандарты – это моя большая болезнь, о них можно много говорить, но конкретика заключается в следующем: в рамках КТА мы приглашали известного московского специалиста, доктора экономических наук Олейник Наталью Ивановну, в качестве консультанта, когда разрабатывали «Профессиональные стандарты в сфере туризма РК». И в 2012 году мы их сделали. Упор в них делается на гостиничные услуги, где все детально расписано – от обязанностей гендиректора до простых горничных и туристско – экскурсионные услуги. С нашей точки зрения – образовательные стандарты должны строиться с учетом «профессиональных». Но здесь снова вмешивается неуклюжий бюрократический механизм – документ должен пройти три инстанции утверждения, включая Министерство туризма и Министерство образования, Министерство труда и соцзащиты. Эти структуры понимают, что образование должно строиться с профессиональным учетом, стандарты нужны как образованию, так и работникам туризма. Т. е. стандарты есть, они сделаны и максимально приближены к реальным потребностям туристской и образовательной сфер, но до сих пор согласовываются на уровне указанных ведомств.
Межгосударственное сотрудничество в области туризма
Мы проводили анкетирование о заинтересованности казахстанцев в российском туризме, но они больше склонны к российской экзотике, например, Камчатка, вплоть до арктических круизов. Урал же остается для них терра - инкогнито и известен лишь по нескольким брендам: царская семья, Ельцин и «Уральские пельмени». Тем не менее, я думаю, что сотрудничество между туристскими предприятиями Урала и Казахстана вполне возможно. Тем более, что сегодня чистое полетное время по маршруту Екатеринбург – Астана – Алматы составляет всего 2,5 часа. + пересадка в Астане – 1 час. Логистика сегодня позволяет нам предложить конкретный тур в летний период: Екатеринбург – Астана (2дня) – Алматы (4-5 дн.) – озеро – Иссык – Куль (7 дн.) – Бишкек (2 дня) – Екатеринбург. Со своей стороны нам бы тоже хотелось рассмотреть конкретные разработки уральских туроператоров, с тем, чтобы предложить их туристскому рынку Алматы.
Кроме того, если же говорить о россиянах, то, объективно, их может заинтересовать также юг Казахстана. В архитектурном отношении существуют два привлекательных города. Первый – наша новая, динамично развивающаяся столица Астана, хотя там сплошной хайтек. С другой стороны, рядом с Астаной находится Национальный парк Коргалжино, где водятся фламинго.
И второй город – Алматы: обычный сити-тур и бренд Медеу, горнолыжный курорт Чимбулак. Выигрышность ситуации Алматы в том, что она находится в окружении трех Национальных парков, которые располагаются на расстоянии вытянутой руки в диаметрально различных климатических условиях: за несколько часов можно из пустыни попасть в район снеговых вершин.
Виды туризма в Казахстане
Какие виды туризма может предложить Южный Казахстан? В первую очередь, это активный туризм: рафтинг (горные реки с порогами шестого уровня), путешествия по пустыням, горный альпинизм. У нас же возможны образовательные туры, например, орнитологические. Хочу подчеркнуть, что в Казахстане живут 10 видов эндемичных птиц – больше таких нигде в мире нет.
Другие виды туризма – этнографический (этнический) или экологический. В рамках КТА и Академии спорта и туризма мы провели сертификацию гостевых домов с обучением персонала. Эта трехступенчатая сертификация (бронзовый, серебряный, золотой сертификат) не носит обязательного характера, но владельцы гостевых домой понимают, что лучше такие сертификаты иметь.
Пляжный туризм в Казахстане занимает одно из последних мест. Это объясняется тем, что наши озера очень красивые, но холодные. Была попытка со стороны государства организовать туристскую пляжную зону на Каспии с планами выхода на иностранные порты. Но эти организаторы забыли про резко-континентальный климат, невыносимую жару. Такая же попытка с бессмысленной тратой денег была предпринята на озере Балхаш. Я читал интервью тех, кто строил там пляж, аргументация следующая: это очень хорошее с географической точки зрения место – всего 500 км от Алматы, всего 500 км от столицы Астаны, - узбеки будут ездить к нам. Так-то они поменяют свои пески на наши!
Поэтому, может быть я и неправ, но я считаю, что пока пляжный туризм в Казахстане не имеет особых перспектив для въездных туристов. Алматинцы отдыхают на пляжах искусственного капчагайского водохранилища в 80 – ти км от города. Сегодня создается инфраструктура отдыха на озере Алаколь в 600 км от Алматы.
Туроператоры Казахстана
В принципе, если брать статистику, то в Казахстане действительно действующих туроператоров можно насчитать около 5%, не более того. Среди них «Хан Тенгри» и «Жибек Жолы», Туристско – экскурсионный центр Казахской академии спорта и туризма.
Правила комментирования
comments powered by Disqus