Политологи считают, что обостряющаяся напряженность на севере Афганистана, граничащий с Таджикистаном, является главной причиной рабочего визита таджикистанского президента Эмомали Рахмона в Сочи, где он во вторник провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным.
Опрошенные радиостанцией BFM российские политологи полагают, что обострившаяся ситуация в Афганистане напрямую связана с началом ударов российской военной авиацией по позициям террористической организации «Исламское государство» (ИГ - ИГИЛ) в Сирии.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что, возможно, «возникающий конфликт на границах с Таджикистаном придется решать вооруженным силам России», так как «основу военной мощи стран СНГ составляют вооруженные силы России и отчасти Белоруссии».
«Причина - нарастание военной напряженности в Афганистане на границе с СНГ обусловлена тем, что РФ начала активные боевые действия в Сирии. По всей видимости, талибы, союзные с ИГИЛ, приняли решение открыть для России второй фронт в районе республики Центральной Азии. У России, конечно, хватит мощи для того, чтобы нейтрализовать эту угрозу. Однако надо понимать, что эта война примет затяжной характер, поскольку противопартизанская война по определению будет всегда затяжной и будет сопровождаться жертвами. В целом я могу сказать только одно - военная напряженность против РФ будет нарастать довольно высокими темпами в течение ближайшего времени», - сказал он.
Главный научный сотрудник института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский полагает, что именно отсутствие гарантий, что боевики Талибана не двинутся из Афганистана в Среднюю Азию, вынудила Рахмона приехать к Путину за помощью.
«Таджикистан сейчас находится в тяжелом положении. Какова опасность для Рахмона? Дело в том, что его режим не пользуется популярностью в народе, - говорит он. - После гражданской войны, которая была 20 с чем-то лет тому назад, сколько крови там пролилось, сколько людей погибло. Это диктатура, конечно, никакой демократией там и не пахнет. Но вот до сих пор Рахмону, человеку исключительно гибкому и хитрому, удавалось держать все. Сейчас угроза поступает из-за границы, из Афганистана».
Он отметил, что в Таджикистане есть силы, которые могут получить оружие из Афганистана. По его мнению, именно эти силы могут начать «мощное восстание против Рахмона».
«Ему (Рахмону - CA-News) заранее нужно знать, что его выручит наш военный контингент. Но этого может не хватить, если начнется широкомасштабная война, которая охватит всю Среднюю Азию. Там может такая мельница закрутиться. Она будет напоминать Сирию. Вот тогда конечной целью исламистов-джихадистов будет пройти через Казахстан в Татарстан и Башкирию. Поэтому в Москве, конечно, прекрасно понимают, что упускать Таджикистан нельзя», - добавил Мирский.
63-летний Рахмон, находящийся у власти в Таджикистане с 1992 года, прибыл во вторник вечером в Сочи по приглашению 63-летнего Путина, который находится у власти в России с 2000 года с перерывом в период 2008-2012 годы. Сразу же по прибытию оба президента провели переговоры в резиденции «Бочаров ручей».
В ходе состоявшихся переговоров стороны выразили крайнюю обеспокоенность складывающейся обстановкой в Центральной Азии, в частности в Афганистане, с которым Таджикистан имеет общую границу, протяженностью 1344 км.
«Есть необходимость поговорить и по двусторонним отношениям, и по ситуации в регионе, которая, безусловно, нас беспокоит», - сказал Путин.
Рахмон, выразив обеспокоенность ситуацией в приграничных с Таджикистаном северных провинциях Афганистана, отметил актуальность вопросов обеспечения безопасности в зоне ответственности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ОДКБ - военно-политический блок, который объединяет Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. В 2015 году в Организации председательствует Таджикистан.
«Хотел бы … поговорить о вопросах безопасности в зоне ответственности ОДКБ, поскольку таджикско-афганская граница входит в эту зону, - сказал президент Таджикистана. - Ситуация в Афганистане ухудшается с каждым днем. Практически идут боевые действия на протяженности более 60% границы, напротив таджикской стороны... Нас это очень настораживает, поэтому хотел бы, … обсудить вопросы именно обеспечения безопасности в регионе».
В пресс-службе президента Таджикистана в среду подтвердили, что именно вопросы двустороннего военно-технического сотрудничества и укрепления охраны таджикско-афганской границы были главными в ходе прошедших в Сочи переговоров.
«Глава государства отметил, что «быстроменяющаяся ситуация в мире и в регионе требует координации действий», - говорится в сообщении. - С учетом этой ситуации в ходе переговоров основное внимание было уделено вопросам двустороннего военно-технического сотрудничества и укрепления охраны границы с Афганистаном».
Таджикистанские эксперты заявляют, что новые угрозы, исходящие из Афганистана, более жесткие, чем были ранее, и к ним нужно готовиться заранее. Они подчеркивают, что эти угрозы представляют опасность как для Таджикистана, так и другим странам Центральной Азии.
По их словам, недавний захват террористами города Кундуз на севере Афганистана не является неожиданностью, так как к этому давно готовились как движение «Талибан», так и группировка «Исламское государство».
По некоторым данным, «Исламское государство» выделило 70 млн. долларов для создания своих ячеек в Афганистане, раздираемый почти 40 лет войнами. «Эти деньги фактически уже работают», - считает директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Таджикистана Худоберди Холикназар.
По его словам, обстановка на Ближнем Востоке имеет тенденцию к осложнению и она может негативно отразится на центрально-азиатский регион.
«Запад имеет свои геополитические интересы в этом регионе, и от них много чего можно будет ожидать. Как говорят некоторые политологи, будем ожидать «подлянок», их еще будет очень много, - сказал он. - Напряженность будет нарастать, и мы к этому должны быть готовы. Благо, силы быстрого реагирования ОДКБ уже показали свою мощь».
По его словам, действия российской военной авиации в Сирии, направленные на уничтожение позиций группировки «Исламское государство», являются наиболее эффективными.
С 30 сентября Россия по запросу президента Башара Асада начала наносить точечные авиаудары по объектам «Исламского государства» в Сирии, используя штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24М, Су-34, с воздуха их прикрывают истребители Су-30СМ. По данным Минобороны, российская авиация уже значительно нарушила систему управления и материально-технического обеспечения боевиков, а также нанесла ущерб инфраструктуре по подготовке террористов-смертников.
«Мы находимся на передовом фронте и естественно для нашей республики необходима помощь и поддержка, чтобы мы могли достойно защищать интересы и границы ОДКБ, - сказал Холикназар, напомнив, что силы быстрого реагирования ОДКБ в мае этого года смогли за очень короткий срок перебросить войска в Таджикистан, дав отпор условным экстремистам и террористам. - Мы знаем, что ситуация на границе не спокойная, тем более, последние события в Кундузе говорят о том, что от талибов можно ожидать всего, поэтому всегда нужно быть на чеку».
В то же время, обстановка в самих странах Центральной Азии далека от идеала. В странах региона наблюдается террористическая активность и об этом свидетельствуют события в Таджикистане, произошедшие в прошлом месяце.
4 сентября вооруженная группировка, которую возглавил бывший замминистра обороны республики Абдухалим Назарзода, совершила два нападения на правоохранительные органы. Последовавшая за этими нападениями спецоперация, которая длилась 12 дней, позволила нейтрализовать действия группировки. Итог операции - ликвидация более 30 членов незаконного вооруженного формирования, в том числе ее лидера, еще около 140 членов группировки были задержаны. Эти события привели к закрытию Партии исламского возрождения Таджикистана, которая решением Верховного суда от 29 сентября признана террористической и экстремисткой.
В минувший вторник в Душанбе состоялась международная конференция «Национальные интересы и политика безопасности государств Центральной Азии в условиях геополитических перемен». Участники конференции отметили, что традиционные механизмы борьбы с трансграничными угрозами утратили свою эффективность и на нынешнем этапе необходимо приложить максимум усилий для выработки новых совместных механизмов для борьбы с вызовами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus