90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Взаимоотношения между Кыргызстаном и Узбекистаном

08.10.2015 16:19

Политика

Взаимоотношения между Кыргызстаном и Узбекистаном

В связи с особенным географическим положением, между Кыргызской Республики и Республики Узбекистан исторически сложились определенные политические, культурно-гуманитарные и торгово-экономические связи, развитие которых является одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности Кыргызской Республики.

Участок государственной границы КР с РУ является наиболее протяженным и составляет 1295 км., при этом с кыргызской стороны в трех областях (Ошская, Джалал-Абадская, Баткентская) проживает 2,8 млн. человек, а в четырех узбекских (Ферганская, Андижанская, Наманганская и Ташкентская) численность населения составляет порядка 10,3 млн. человек. В настоящее время для КР участок кыргызско-узбекской границы считается наиболее проблемным. Охрану гос.границы со стороны КР осуществляют 4 пограничных отряда численностью около 1100 военнослужащих. Со стороны Узбекистана ее охраняют свыше 7500 пограничников. На границе между Кыргызстаном и Узбекистаном предусмотрено 11 автомобильных и 4 железнодорожных пунктов пропуска.

Дипломатические отношения между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан были установлены в 1993 году. Договор о вечной дружбе между двумя странами подписан в 1996 г.

Двусторонние отношения между КР и РУ основываются на договорно-правовой базе, составляющей более 140 договоров (78 действующих двусторонних, 16 двухсторонних прекративших свое действие, 4 не вступивших в силу, 23 требующих дополнительного обсуждения, 21 документ не имеющих статуса международных договоров).

По взаимному согласию сторон, в целях совершенствования догорно-правовой базы внешнеполитическими ведомствами двух стран проводится их инвентаризация.

История политико-дипломатического сотрудничества между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан имела различные степени активности.

За период с 1991 года состоялось 6 двусторонних визитов на уровне глав государств – 2 визита (16 января 1994г. и 26-27 сентября 2000 г.) президента Республики Узбекистан в Кыргызскую Республику и 4 визита (сентябрь 1992, декабрь 1996, ноябрь 1998 и октябрь 2006г.) президента Республики Кыргызстан в Республику Узбекистан.

Основным элементом развития диалога между КР и РУ является функционирующая с 1996 года кыргызско-узбекская межправительственная комиссия. К настоящему времени проведено семь ее заседаний, последнее из которых состоялось 28 декабря 2009 года в г.Ташкент.

Необходимо отметить тот факт, что с марта 2010 года в Кыргызстане отсутствует посол Узбекистана.

По оценкам экспертов, в последние годы в отношениях между Кыргызстаном и Узбекистаном происходит постоянный рост напряженности. Основными проблемами во взаимоотношениях между государствами являются:

- незавершенность процесса делимитации и демаркации государственной границы и, как следствие, наличие большого количества спорных участков;

- обоюдные обвинения в целенаправленной деятельности по поддержке деятельности на территории сопредельного государства лиц из состава экстремистских и террористических организаций для дестабилизации внутриполитической обстановки;

- нерешенность вопросов собственности на нефтегазовые месторождения;

- препятствование со стороны РУ в развитии торгово-экономических отношений;

- распределение водных ресурсов.

Одной из основных является проблема демаркации и делимитации границы. Сложность вопроса в первую очередь связана с тем, что стороны не могут договориться о взаимо-приемлемых документах, на которые можно было бы сослаться. Так, кыргызская сторона опирается на документы паритетной комиссии правительств Киргизской ССР и Узбекской ССР от 1955 года, а Узбекская сторона руководствуется материалами национально-территориального размежевания 1924-1927гг.

До 2010 года кыргызско-узбекская комиссия по делимитации и демаркации, путем ряда взаимных уступок договорилась о 1050 км из имеющихся 1295 км. Однако, после апреля 2010 года работа комиссии была парализована и переговоры по вопросу собственности на оставшиеся 58 оспариваемых участков земли и о порядке доступа к узбекским анклавам на территории КР Сох (площадь 325 кв. км., население 52 тыс. человек) и Шахимардан (площадь 90 кв.км., население более 5 тыс. человека), а также к кыргызскому анклаву на территории Узбекистана Барак (площадь около 4 кв. км., население около 1 тыс. чел.) приостановлены.

По мнению кыргызской стороны, используя сложившееся положение, узбекская сторона продолжает процесс установления пограничных рвов и заграждений, а большая часть приграничной территории остается заминированной. При этом узбекская сторона проводит линию гос.границы на спорных участках по своему усмотрению, в разрез с интересами кыргызской стороны.

Свои действия узбекская сторона оправдывает стремлением защититься от проникновения в РУ членов радикальных экстремистских и террористических организаций, якобы, имеющих обширную сеть в южном регионе КР и стремящихся к экспансии своего влияния в Узбекистан.

Необходимо отметить, что эти обвинения, не были подкреплены фактами. Дополнительными факторами, усиливающими дисбаланс во взаимоотношениях, стали постоянные обвинения со стороны официальных лиц Кыргызстана, согласно которым узбекская сторона препятствует розыску лиц подозреваемых в причастности к июньским событиям 2010 г., к другим преступлениям на территории южных областей Кыргызстана. Кроме того, кыргызские официальные лица постоянно обвиняют Узбекистан в том, что узбекские пограничники на постоянной основе нарушают пограничный контроль, переходя на территорию КР, совершают противоправные действия.

Актуальным для Кыргызстана остается необходимость решения вопроса собственности на нефтегазовые месторождения. В мае 2011г., парламент Кыргызстана принял проект постановления, требующего передачи Кыргызстану контроля над газохранилищами «Северный Сох», «Чонгара-Галча». По расчетам специалистов, через газохранилище «Северный Сох», прокачивается около 4 миллиардов кубометров газа в год, и арендная плата могла бы составить около 900 тысяч долларов в год.

Неправомерной была признана и эксплуатация узбекской стороной газового месторождения «Чонгара-Галча», а также газовой магистрали Урсатьевская – Фергана. По экспертным оценкам, сумма оплаты узбекской стороной за транзит газа по всем газопроводам, проходящим по территории Кыргызстана, могла бы составить около 4 млн. долларов в год.

Учитывая сложность и многогранность вышеназванной проблемы парламент КР, рекомендовал правительству создать совместное с Узбекистаном предприятие по эксплуатации месторождений. При этом согласно документу узбекская сторона должна выплатить штраф в размере 5 млн. долларов за выкачанные в течении 20 лет нефть и газ. Такой вариант естественно не повлиял на улучшение их взаимоотношений.

В июне 2012 года вопрос в отношении газохранилищ в Баткентской области вновь получил резкую активизацию. Сначала на закрытом заседании парламентского комитета по обороне и безопасности, а в последующем на пленарном заседании парламента депутатами Жогорку Кенеш было принято решение поручить правительству Кыргызстана приступить к эксплуатации газохранилища Северный Сох на основании того, что тот расположен на территории КР.

По мнению экспертов, такое решение являлось популистским и продиктованным внутренними политическими конфликтами.

Однако несмотря на это, узбекская сторона приняла подобные намерения кыргызов негативно, что также практически уничтожило надежду о восстановление добрососедских отношений.

Другой значимой проблемой в двусторонних взаимоотношениях является снижение уровня торгово-экономических отношений между странами и положение узбекской диаспоры на юге КР.

Справочно:

Со времен приобретения государствами независимости, в этих отношениях определяющую роль занимала приграничная торговля. С 2010 года, в следствии ужесточения со стороны РУ, в одностороннем порядке, режима пропуска через государственную границу официальный товарооборот между государствами снизился на 90% и в 2011 году составил 20,8 млн. долларов США. В ноябре 2012 года между руководством КР и РУ была достигнута договоренность об открытии 6 из 15 пунктов пропуска, в связи с чем за 2012 год товарооборот составил 144,5 млн. долларов США.

По итогам 2014 года объем двустороннего товарооборота составил 101,7 млн. долларов США, а за пять месяцев 2015 года товарооборот сократился на 51,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 51,1 млн долларов США. На лицо постоянное снижение показателей товарооборота между государствами.

По мнению экспертов это вызвано тем, что Узбекская сторона по прежнему, периодически, без объяснения причин, открывает и закрывает автомобильные и железнодорожные пункты пропуска. Отмечается негативное отношение узбекских пограничников к гражданам КР.

Эти факторы повлияли на появление новых и реанимирование старых мест нелегального пересечения госграницы, где граждане обоих сторон стали вынужденно нарушать законодательство с перспективой быть привлеченными к административной или уголовной ответственности.

Контролирование или пресечение такой деятельности со стороны пограничных служб Кыргызстана и Узбекистана обычно сводится к необходимости уплаты определенной суммы денег за лояльность. В результате, через границу КР и РУ незаконно в месяц проходит свыше 500 грузовых машин.

По мнению специалистов, в настоящее время изоляционистские меры, несогласованность действий кыргызских и узбекских властей, а также несовершенное законодательство двух стран препятствуют достижению вопросов безопасного пересечения границ, движению капиталов, подрывают общий рынок труда в рамках всего региона. Это усугубляет неравномерность социально-экономического развития, увеличивает бедность и нестабильность в регионе. Приграничная торговля превратилась в зону действий теневого капитала, который стимулирует распространение коррупции.

Относительно положения узбекской диаспоры на юге Кыргызстана представителями НПО, общественными деятелями и политологами отмечаются факты притеснения лиц узбекской национальности в регионе, как со стороны государственных органов, так и со стороны населения кыргызской национальности.

При обращении в административные органы, с этнических узбеков требуют неофициальную дополнительную плату за услуги. Правоохранительные органы при возникновении конфликтных ситуаций склонны без разбирательств возложить вину за произошедшее на этнических узбеков. Со стороны населения кыргызской национальности в бытовых моментах также отмечены постоянные необоснованные нападки на узбеков.

Касательно проблематики конфликта между КР и РУ в вопросе использования водных ресурсов нужно отметить, что она основывается на том, что Кыргызстан выдвигает требования финансовых компенсаций за работу гидроэлекторостанций в ирригационном режиме в интересах Узбекистана. Руководство КР предпочитает трактовать воду как вид товара с перспективой получения за нее платы. Однако, по мнению экспертов, платное водопользование является малоперспективной идеей возникшей в результате попыток решения проблем бедности, в то время когда гидроресурсы являются источником национального экономического развития. Рассматриваемая в настоящее время перспектива строительства новых четырех гидроэнергетических объектов, кыргызская сторона рассчитывает в будущем использовать свой «водный кран» в ответ на «газовый вентиль» Узбекистана.

РУ в ответ на подобные шаги со стороны КР продолжает строительство дополнительных водохранилищ.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что взаимоотношения между КР и РУ носят характер вынужденного общения с достижением временных решений. По мнению экспертов, наиболее значимыми препятствиями на пути к достижению снижения градуса напряженности между КР и РУ будут оставаться:

- нежелание узбекской и кыргызской стороны идти на конструктивный диалог в отношении газохранилищ и месторождений в Баткентской области КР;

- озабоченность руководства Кыргызстана внутриполитическими проблемами по формированию власти и борьба между политическими группами и элитами за доминирующее положение, при которой все остальные вопросы отодвигаются на второй план;

- ограниченный режим пересечения границы физическими лицами и официальный запрет на взаимную торговлю. Отсутствие официальных пунктов пропуска через государственную границу в регионах значимых для трансграничной торговли.

Как считают специалисты, для устранения подобных проблем, в первую очередь, необходимо завершить процесс делимитации и демаркации линии государственной границы.

Таким образом, продолжающееся осложнение социально-экономического положения Кыргызстана и изоляционистская политика Узбекистана вряд ли, в ближайшее время, будет способствовать решению вопросов между КР и РУ.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://polit-asia.kz/latest-news/900

08.10.2015 16:19

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Жылдыз Жеенбаевна Мамбеталиева

Мамбеталиева Жылдыз Жеенбаевна

Заместитель министра юстиции

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
173 000

человек живет в "саманном поясе" Бишкека

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31