Объем валового внутреннего продукта Таджикистана за три квартала этого года составил около 5,3 млрд. долларов, снизившись на 0,5% ниже в сравнении с аналогичным показателем прошлого года. Несмотря на общий спад в экономиках соседей, что является одним из основных факторов замедления темпов роста экономики Таджикистана, Душанбе прошел этот год с минимальными потерями. К концу года, а также в течение следующего можно прогнозировать дальнейшее снижение, пусть и умеренное. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые отрасли экономики Таджикистан демонстрируют рост.
Так, например, положительная динамика наблюдается в добывающей промышленности Республики Таджикистан. По сообщению статистического ведомства страны, за 9 месяцев 2015 года в отрасли произведено продукции на общую сумму 167,7 млн. долларов. Этот показатель превышает прошлогодний на 13,4%. Обусловило рост увеличение объемов добычи газа – 47%, каменного угля – 25%, нерудных материалов – 24,8% и бурового угля – 3,8%. Следствием этого можно считать рост общего показателя промышленного производства.
В то же время, объемы внешней торговли Таджикистана снизились почти на 18%. Примечательно, что упали именно показатели импорта, когда экспорт продукции, напротив увеличился на 0,6%. Однако внешнеторговый баланс Республики до сих пор отрицательный и составляет 1,8 млрд. долларов. Четверть экспорта Таджикистана составляют драгоценные и полудрагоценные металлы, почти такую же долю имеют недрагоценные металлы. На экспорт продукции легкой промышленности (текстильных материалов) приходится 15%, продукты растительного происхождения – 4%.
Тем не менее, за ростом объемов добывающей промышленности кроются основные структурные проблемы экономики Таджикистана. Дело в том, что в стране практически не развивается перерабатывающая промышленность. Как видно из статистических данных, экспорт Таджикистана состоит из сырьевых товаров, которые имеют довольно низкую добавленную стоимость (хлопковое волокно, первичный алюминий). В этой связи показатели роста валового внутреннего продукта, которые совсем недавно достигали 6-7% нельзя признать индикаторами экономического развития государства.
Количественный рост, наблюдаемый в Таджикистане в течение последнего десятилетия, кроме всего прочего находился в прямой зависимости от поступлений трудовых мигрантов, преимущественно работающих на территории России и Казахстана. По данным Всемирного банка, доля работоспособного населения Таджикистана до 30 лет работающих за рубежом достигает 40%. К слову, только в России в текущем году миграционные службы фиксировали 1 млн. таджикистанских граждан. Учитывая, что население Таджикистана составляет 8 млн. человек, можно говорить о том, что зависимость экономики страны от поступлений трудовых мигрантов после замедления темпов роста экономики соседних государств не исчезла.
В сложившейся ситуации Душанбе остается наращивать объемы добывающей промышленности, как бюджетообразующей отрасли. Однако при этом важно не забывать и о других составляющих экономики. Например, с использованием инструментов поддержки экспортеров через несколько лет можно приблизиться к показателям нулевого торгового баланса, а после и положительного. Эти процессы, к несчастью, тормозит неудовлетворительное состояние бизнес-климата страны. Множественные административные барьеры, в том числе и коррупционные процессы. Предприниматели отмечают, что сумма косвенных и прямых затрат, связанных с проверками бизнеса, составляет 8% от суммы годового дохода. В этой связи, учитывая, что в Таджикистане уже не первый день говорят о необходимости проведения структурных реформ экономики, было бы верным начать нововведения с поддержки предпринимательства, в особенности экспортеров продукции.
Правила комментирования
comments powered by Disqus