Всегда интересно, что думают о твоей стране люди, приехавшие издалека. И, особенно, если это мнение человека, который прожил здесь достаточно времени, чтобы узнать побольше о стране и ее жителях. Такой взгляд со стороны зачастую может быть очень полезен для нас, как еще одна возможность попытаться изменить свои отрицательные стороны и больше ценить то хорошее, что мы имеем.
Многие, читая подобные интервью, полагают хвалебные отзывы иностранцев преувеличенными. Поэтому мы попросили нашего собеседника больше рассказывать о том, что ему НЕ понравилось в Кыргызстане.
Эдвард Мейер приехал из США, он профессор социологии в университете Ататюрк, дополнительно преподает английский язык в Center for English Studies, а также дает индивидуальные уроки.
Буржуй: Сколько времени вы уже в Кыргызстане?
Эдвард: В первый раз я приехал в Бишкек в начале 2004г. Это был обмен студентами между университетом штата Кентукки и КНУ. Тогда я прожил здесь год, затем вернулся домой в Кентукки, потом снова приехал сюда и прожил здесь еще три года. После я проработал в Польше пару лет, вернулся в Кыргызстан и вот последние три года нахожусь здесь. Так что в общей сложности семь лет.
Почему именно Кыргызстан?
Первая причина – я очень мало знал об этой стране. Когда я начал собирать информацию, и увидел красоту здешней природы, у меня сразу захватило дух. Тут же родилась идея поехать в эту страну, о которой так мало знают в мире.
Какими были ваши первые впечатления?
Первое, что ты замечаешь, оказавшись в Кыргызстане – это очень благожелательные таксисты, которые стремятся тебе помочь (смеется). В первый же приезд мне очень понравилось, что Кыргызстан очень отличается от США.
И какое, на Ваш взгляд, первое отличие?
Разница – в людях. Мне очень понравился поход на базар, это было нечто очень новое для меня.
Изменились ли ваши первые впечатления с тех пор?
Нет, мне нравится Кыргызстан. Люди добры ко мне, я чувствую себя очень комфортно здесь.
Ваше любимое место для прогулок?
Бульвар Эркиндик, особенно летом и осенью.
А в какие кафе, бары ходите для посиделок?
Я хожу в обычные местные кафе, что недалеко от дома. Не туда, где обычно сидят американцы.
Какие Ваши впечатления от местной кухни?
Здесь необходимо отметить один момент: я – вегетарианец. Особо подчеркну, что быть вегетарианцем в Бишкеке совсем не проблема. Потому что у вас есть столько замечательных фруктов и овощей, причем натуральных. Обычно я готовлю себе сам, но когда хожу в кафе, то там уже знают, что я вегетарианец и готовят для меня специальные блюда.
Кыргызстан – это первая постсоветская страна, которую Вы посетили?
Да.
По чему привычному Вы больше всего скучаете, находясь здесь?
Ну, я б не сказал, что так уж сильно скучаю... По своим знакомым, в основном. Вообще, я очень хорошо адаптируюсь и приспосабливаюсь. Возможно, скучаю по какой-то еде, которой здесь нет.
По какой-то специфической американской еде?
Да. Знаете, этакий старый добрый американский «джанк-фуд» (junk – мусор. Прим. ред.), к примеру, скучаю по определенному виду картофельных чипсов. Скучаю по многим блюдам американской кухни. Я противник фаст-фуда и говорю всем, что американцы любят готовить, и что мы являемся нацией не только фаст-фуда. Сам я не ем фаст-фуд уже двадцать лет.
А что Вас больше всего раздражает у нас? Только честно. Ведь зачастую подобные интервью содержат только хвалебные восторги иностранцев.
Манера вождения, абсолютно сумасшедшая. Слишком много машин. Водители не пропускают babushka (Эдвард произносит это слово с ударением на «у». Прим. ред) на пешеходных переходах.
Еще такой момент: разница в восприятии личного пространства. Американцы придают намного больше значения защите личного пространства, чем здешние люди. Это меня напрягает немного, но я понимаю, что это происходит из-за культурных различий.
Сервис. Вам крайне необходимо развивать сервис. Вы хотите привлекать туристов в вашу, на самом деле одну из красивейших в мире, страну, но при этом не уделяете должного внимания уровню обслуживания. А это очень важно.
Еще, время по-кыргызски и время по-американски – это разные понятия. Если встреча назначена на 12 часов, то американец придет в 11.55, вы же можете прийти и на пару часов позже.
Маршрутки. Я не могу постоянно пользоваться такси, и вынужден ездить в маршрутках. Но они плотно набиты людьми, что опасно в случае ДТП. Каждый раз, когда я выхожу из маршрутки, у меня ощущение, что теперь я обязан жениться на половине женщин, ехавших со мной, настолько мы были плотно прижаты друг к другу (смеется).
Попадали ли вы в очень неприятную ситуацию в Бишкеке?
Мне не хотелось бы об этом говорить, но раз вы настаиваете… Десять лет назад меня избили на Рождество около «Фаизы», причем, они даже не взяли деньги. Это произошло поздно вечером, нападавшие были пьяны. Они сломали мне ребра, повредили спину. Это мой самый неприятный случай в Бишкеке. Сейчас я себя чувствую относительно безопасно, но вечерами стараюсь выходить пореже.
Вы были один?
Да, я был один и это было очень глупо с моей стороны. В милицию я обращаться не стал, в основном, из-за незнания языка и отсутствия информации, что делать в таких случаях.
Как вы думаете, что нужно развивать в Кыргызстане?
Туризм. Но прежде, чем развивать туризм, вам в первую очередь необходимо развивать защиту окружающей среды. Так, любой промышленный проект, который привлекается в Кыргызстан, должен в первую очередь очень бережно относиться к невероятной красоте здешней природы. У вас очень много природных ресурсов.
Люди здесь очень интересные. Те, с кем я общаюсь, в большинстве очень приятные.
Наблюдаете ли Вы перемены, которые произошли здесь со времени Вашего первого приезда? И если да, то какие?
Да. Во-первых – инфляция. Стоимость проживания выросла, что вполне очевидно. Второе – американизация и европеизация вашей культуры, например кафе, кофейни, расплодившиеся в последние годы, торговые центры… Например, ТЦ «Бишкек-парк» очень американизирован.
Вам это не нравится?
Совсем не нравится. Я не вижу настоящего Бишкека. Я был в «Бишкек-парке» один раз, и полагаю, что это не прогресс, а наоборот. Лучше бы я пошел на базар. В этом я не вижу ничего хорошего. Кыргызстану и Бишкеку лучше было бы оставаться самобытными, не сливаясь с американской культурой и не подражая ей. Я стараюсь избегать «американизированных» мест.
А какие положительные изменения?
Ну, стало более безопасно. Немного. Еще один большой плюс: коммунальные службы стали лучше работать. Это очень важная перемена. Ну а так, таких уж больших изменений я не увидел, кроме усиливающегося влияния Запада.
Что Вы можете сказать по поводу новых зданий?
Это хороший вопрос. Многие из тех строящихся домов, что я вижу, предназначены для богатых, для людей с уровнем дохода выше среднего. Есть ли у вас столько богатых, чтобы купить их все? Будут ли они все заселены?
Можете в нескольких словах описать местных людей – в чем их хорошие и плохие стороны?
Из отрицательных я бы хотел отметить то, что ваши люди никогда не приходят вовремя. И еще меня весьма удивляет, что зачастую студенты не видят прямой связи между их образованием и будущей карьерой. Положительные стороны – это, конечно, гостеприимство. Ваши люди очень доброжелательны, это одна из вещей, которые меня привлекают в этой культуре.
Вы достаточно долго живете в Кыргызстане, вы говорите на кыргызском/русском?
Да, я немного знаю русский.
Вы можете торговаться на базаре?
Без проблем! (отвечает по-русски)
Вы уже знаете настоящие цены?
Да, например, с таксистами, я знаю, сколько на самом деле надо платить. На базаре «Ак-Эмир» я не торгуюсь, так как у меня есть знакомые торговцы, у которых я покупаю соевое мясо и макаронные изделия. Они часто помогают мне, очень вежливы со мной. Да, это дорогой рынок, но я хожу именно туда, так как живу рядом. Овощи покупаю у одной семейной пары недалеко от дома, и они всегда кладут больше, что очень приятно.
Есть ли у вас здесь друзья?
Да, в основном, местные, но многие уже уехали… К слову, в настоящее время в стране назревает большая опасность, я бы очень хотел, чтобы вы обратили на нее особое внимание: вы сейчас находитесь в положении утечки мозгов, 80-90% моих учеников уезжают из страны, это самая большая проблема для КР, вы теряете людей, и поэтому в стране нет прогресса. Я понимаю, что они уезжают из-за того, что не могут реализоваться, из-за низкой зарплаты. Но это – большая угроза будущему страны.
Вы приглашаете друзей из США посетить Кыргызстан?
Да, но они боятся приезжать из-за революций, из-за той информации, что получают из интернета, ТВ, Фейсбука. Хотя я всегда пытаюсь продвигать страну, красоту ее природы.
Вы интересуетесь политикой?
Сейчас я стараюсь быть в стороне от политики. А в Америке я был достаточно политизированным. Я наблюдал войну в Ираке, Афганистане, и это послужило причиной моего отъезда
В нашем обществе идет разделение на тех, кто приветствует политику Путина и тех, кто против. Почти на каждой встрече разговор неминуемо придет к обсуждению ситуации на Украине. Идет информационная война. У вас есть какое-то мнение?
Я не доверяю никаким источникам, но все же больше доверяю новостям из "Russia Today”. CNN – глупый канал, он хорошо подходит только для изучения английского языка.
Американцы далеки именно от этой проблемы, поэтому мне сложно сказать что-то определенное по этому вопросу. Я не знаю, что хорошо для Украины. Вы правы насчет информационной войны.
Если говорить об американцах, то складывается впечатление, что они искренне верят, что США помогает людям из других стран, вмешиваясь в их внутренние дела.
Многие – да, так и думают. То, что происходит в Ираке, похоже на Вьетнам. Откровенно говоря, мы разрушили целую страну, многие люди бежали из нее. Это же произошло в Афганистане, это же происходит сейчас в Ираке. Когда я смотрю американские новости, то я вижу, как мы разрушаем чужие страны.
Я не уважаю военную политику США. Мы тратим на военные ресурсы больше, чем другие страны. Даже у вас была американская военная база.
Что вы скажете о демократии в КР и США?
На самом деле в Америке нет настоящей демократии. У вас, к примеру, 28 различных партий. В США нет такой коррупции, как в Кыргызстане, но там действуют другие схемы, на самом высоком уровне, таком, как сенат. Они контролируются крупными корпорациями, корпорации же и выбирают президента.
На местном уровне демократия существует, а на высоком уровне уже нет, там уже другое.
Большое лобби?
О, да, очень большое! (смеется)
Ваши планы на будущее?
Я не знаю, но я бы хотел остаться в Кыргызстане. Мне нравится центральноазиатская культура.
Что вы хотите добавить в заключение?
Я чувствую себя здесь спокойно и хотел бы еще раз подчеркнуть, что в Кыргызстане не проблема быть вегетарианцем! (смеется). Еще, я хотел бы воспользоваться случаем и сообщить, что набираю учеников для индивидуальных занятий по английскому языку. В августе я совершенно свободен и поэтому желающие могут пройти более интенсивный курс. Совсем недорого! (смеется).
Правила комментирования
comments powered by Disqus