Генеральный директор ОАО "Рогунская ГЭС" Хайрулло Сафаров провел пресс-конференцию и рассказал о последних достижениях в строительстве главного промышленного объекта страны и планах на ближайшую перспективу. В частности, Х.Сафароов заявил: "Если в 2012 году на строительства Рогунской ГЭС было потрачено 1,1 млрд. сомони, то в 2013 году будет потрачено на 100 млн. больше".
Однако прошла информация, которая портит всю картину. Не менее любопытно, что по поводу столь важной информации в республиканских СМИ нет никаких комментариев и пояснений.
Речь идет о том, что руководством акционерного общества прекращена продажа акций и сертификатов ОАО "Рогунская ГЭС". С января 2010 года выпушено 5 млн. акций, реализовано 1,8 млн. ценных бумаг на 804,7 млн. сомони. По данным министерства финансов республики, в течение 2012 года не было реализовано ни одной акции. Минфин уклонился от объяснения, почему акции Рогуна не пользуются популярностью, тем самым фактически признал провальной кампанию по привлечению населения к финансированию таджикского проекта века.
Три года назад по инициативе президента Рахмона весь административный ресурс страны был мобилизован на реализацию масштабной акции, призванной продемонстрировать единство таджикского общества, совпадение взглядов власти и народа. Именно Рогунская ГЭС должна была стать символом единства нации.
Идея, возможно, была и неплохая, но в исполнении таджикских чиновников она полностью себя дискредитировала, и дала еще одну возможность убедиться, как далеки интересы властей от чаяний и забот населения.
Рогун превратился в камень раздора. Если прежде многие таджики были нейтральны к планам Душанбе, несмотря ни на что, достроить гигант ГЭС, то после 2010 года для большинства населения ГЭС стала источником ненависти, так как являлась главной причиной ухудшения материального положения людей. Власти собственноручно поспособствовали столь радикальным переменам в настроениях и отношении к главному символу независимого Таджикистана. Результат закономерен. Ведь чиновники, взявшись рьяно исполнять поручение президента, возвели рэкет в ранг государственной политики. Хочешь купить билет на самолет, получить зарплату, не лишится водительских прав, не вылететь из института – покупай акции Рогунской ГЭС. Многим памятен случай, когда на встрече президента страны с представителями бизнессообщества один из предпринимателей осмелился публично поинтересоваться у Рахмона, сколько акций купил он и его семья. Президент на вопрос не ответил, а предприниматель по возвращению в родной Ходжент был арестован сотрудниками ГКНБ прямо в аэропорту. Дальнейшая судьба этого человека неизвестна.
Политика выкручивания рук и принуждения к бессмысленным тратам не только взбудоражила общество. В адрес властей последовала критика высокопоставленных дипломатов, аккредитованных в таджикской столице, которые справедливо указывали, что подобные действия нарушают и ущемляют права человека.
В тот период последовали известные Раштские события, которые поставили под вопрос легитимность режима президента Рахмона. Поэтому нельзя исключать, что власти решили понизить градус общественного напряжения, из-за "Рогуна-раздражителя", и по чиновничьей вертикали последовала команда, прекратить вымогательства. Стоит ли после этого удивляться, что после ослабления давления административного пресса торговля акциями ОАО Рогунская ГЭС сошла на нет. 2012 год стал самым наглядным примером, что судьба Рогуна народу Таджикистана "до лампочки" и ГЭС представляет интерес только для семейного клана президента, который видит в ней дополнительный источник пополнения личных доходов.
Теперь перед властями стоит гораздо более сложная задача. Как объяснить народу, что отнятые у него боле 800 млн. сомони не уйдут в песок, не будут, разворованы. С этим делом у властей получается еще хуже, чем с рэкетом на государственном уровне. Минфин заверяет, что есть реестр акционеров. Но этот список акционеров, ни разу не предавался огласке. Минфин заверяет акционеров, что у них на руках ценные бумаги, которые будут приносить доход. Но он ничего не говорит о том, что дивиденды на вложенный капитал возможны только после того как ГЭС будет достроена и начнет вырабатывать электроэнергию. Когда будет построена ГЭС и вступит в эксплуатацию, сами власти не знают. Во-вторых, только окупаемость столь капиталоемких проектов по международной практике занимает не менее 10 лет.
Возникает вопрос: Кому интересны причины трудной судьбы Рогунской ГЭС? Почему в Таджикистане все, что касается Рогунской ГЭС базируется на постоянном вранье и обмане собственного народа?
Источник: "ЦентрАзия"
Правила комментирования
comments powered by Disqus