Ситуация с казахстанской экономикой и курсом тенге остается одной животрепещущих на повестке дня. Вопросы, что происходит и что будет дальше обсуждаются повсеместно, от кухонь и страничек в социальных сетях, до правительственных заседаний на самом высшем уровне. Дать оценку текущей ситуации и поделиться своими прогнозами о будущем курса тенге Zakon.kz попросил известного финансового аналитика, генерального директора консалтинговой компании «Алмагест» Айдархана Кусаинова.
- Айдархан, скажите пожалуйста, как вы оцениваете текущее состояние казахстанской экономики?
Экономика сегодня в крайне трудном состоянии, наверное, на пороге кризиса. Не думаю, что в 2015 году будет рост экономики – вопрос стоит в том, как бы нам не упасть ниже нуля. Основным фактором безусловно является внешняя конъюнктура – двукратное падение цен на нефть, плохая ситуация на рынке металлов. Тем не менее, даже в таких условиях экономика могла бы показать рост до 2%, если бы зимой 2014-2015 года были бы пересмотрены монетарная и экономическая политика. По моим оценкам, мы потеряли до 4% роста ВВП в 2014-2015 году исключительно в результате собственных внутренних политик.
Причем наибольший ущерб был нанесен Национальным Банком РК, его действия в эти два года фактически парализовали деятельность несырьевого сектора экономики и в этой ситуации Правительство по большому счету сделать ничего не могло. Сначала была бессмысленная девальвация, к которой никто не был готов: ни экономика, ни правительство, да, судя по комментариям и сам Национальный Банк. В начале 2014 года 20% -я разовая «корректировка» не значилось даже в самых резервных и маловероятных сценариях – это сильно подкосило бизнес и подорвало доверие к тенге. Еще не выйдя из курсовых потрясений, экономика зимой 2014-2015 года столкнулась с давлением дешевого импорта, оттоком спроса в Россию. И, говоря откровенно, Правительство было бессильно что-либо сделать в условиях ЕАЭС, и катастрофического валютного диспаритета. В июле 2015 года объем кредитования экономики вернулся к уровням двухлетней давности июлю 2013 года. Я так много говорю о роли НБ РК в текущем кризисе, чтобы было понимание причин и природы кризиса в несырьевой экономике.
Мое понимание причин кризиса позволяет мне предполагать хорошие новости. Со сменой главы Национального Банка проблема равновесного курса тенге решилась, и, судя по проводимой политике, доверие к тенге будет восстанавливаться достаточно быстро. Экономика в последние полтора года была настолько пережата, что просто приведение курса в равновесие позволит получить краткосрочные улучшения в экономике только на этом факторе. К сожалению, оставшегося до конца года времени не хватит, чтобы увидеть их в статистике этого года, пока в ней будет проявляться только негатив в виде роста инфляции, поэтому мне кажется, что по итогам 2015 года вероятно небольшое падение ВВП. Однако, улучшения будут и мы получим рост в 2016-м, может быть на уровне 2,5%. Если же теперь будет проведена эффективная экономическая политика, гармонизированная в монетарной, то мы можем получить и гораздо больший рост.
Сегодня экономика чуть отступила от края кризиса, но если этим не воспользоваться, то передышка будет очень короткой, не более полугода, после чего кризисные явления начнут нарастать с новой силой.
Перед нами стоят большие вызовы, но они сулят и огромные возможности. Да резервы подрастрачены и запас прочности сильно истощился, но убежден, что он все еще достаточен для выхода из кризиса, а вернее для того, чтобы в него не избежать. Мы близко, мы на краю, но есть серьезные возможности его избежать и качественно изменить экономику.
- А что вы думаете по поводу курса тенге, он и дальше будет падать? Есть ли дно?
Равновесный курс тенге находится в районе 280-300 и я убежден, что «дно» уже достигнуто, вопрос в том, как долго тенге будет возвращаться в коридор.
- Как падение тенге сказывается экономике страны? Кто больше всего от этого выигрывает, а кто проигрывает?
От падения тенге выигрывают отечественные производители товаров и проигрывают импортеры – очевидно. В краткосрочной перспективе проигрывают все - нарушаются цепочки создания стоимости, прибылей, отечественные производители имеют обязательства в валюте, у импортеров дорожает товар, но в средне- и долгосрочной перспективе выигрывает отечественный производитель и в итоге экономика и страна.
Весьма важна сейчас политика Национального Банка, потому что нужно решить две противоречивые на первый взгляд задачи. Нужно дедолларизовать экономику и накачать ее тенговой ликвидностью, при этом сохранив слабый тенге.
Самым простым путем, но спорным методом дедолларизации является быстрый откат тенге к уровням в 280-290, он же выгоден с точки зрения пиар, «отчетности», и «рейтингов». Для интересов экономики важна поддержка тенге на уровне 300, но в этом случае дедолларизация и накачка экономики тенговой ликвидностью замедляется. В принципе НБ РК имеет инструменты для решения этой задачи, но они непрямые и требуют очень четкого дирижирования. Мне кажется, что все получится у нового руководства НБ РК.
- Что можно посоветовать казахстанцам на будущее?
Понятно, что трудные времена наступили, но сейчас будет некоторое облегчение. Некое локальное дно мы уже прошли, сейчас дела потихоньку начнут налаживаться. Придется отказаться от некоторых привычек, где-то подвинуться в уровне жизни, но это не конец света и не навсегда.
В бытовых и бизнес сделках важно нормально отстаивать свои интересы. Сейчас будут выстраиваться новые ценовые уровни и относительные показатели, так что важно понимать и выражать свое мнение по новым ценам, искать более дешевые варианты и, соответственно, самому очень четко следить за ценовой конъюнктурой. Какие-то компании и люди выйдут из рынка – печально, но это реальность, соответственно откроются возможности для расширения ниш. Тем, кто выходит из ниши открываются новые возможности, которые нужно увидеть и принять. Вот как-то так.
Правила комментирования
comments powered by Disqus