Казахстанский бизнес не может похвастать гениями. Качать сырье и богатеть – это местная традиция среди толстосумов. Так уж повелось, что на руинах советского строя образовалась далеко не малочисленная когорта состоятельных людей, которые не создав ровным счетом ничего, получила многомиллиардные прибыли, пишет 8 апреля «Эксперт-Казахстан».
Казахстан не только не стал исключением из этого ряда, но находится в авангарде неинтеллектуального бизнеса. За более чем два десятка лет строительства современного независимого государства мы так и не смогли обзавестись собственными биллами гейтсами, стивами джобсами, марками цукербергами, даже до своего Павла Дурова (основатель соцсети «ВКонтакте» - прим.ред.) так и не доросли.
Скромные попытки молодого бизнесмена Кенеса Ракишева инвестировать деньги в российский интернет-бизнес с не совсем внятными концепцией и конечной отдачей для Казахстана выглядят на общем фоне вполне симпатично. Но тут возникает непреодолимый когнитивный диссонанс: ведь и сам Ракишев делал и делает свои деньги далеко не на интеллектуальных концептах, а лишь эксплуатирует сырьевую модель Казахстана. Да и возраст бизнесмена крайне смущает казахстанскую общественность. В свои 34 года он уже владелец многомиллионного (в долларовом исчислении) состояния, а по совместительству и зять акима (мэра. – прим.ред.) Астаны.
Но, если пройтись по списку местных богатеев, Ракишев кажется единственным, кто хотя бы проговаривал возможность строительства высокодоходного бизнеса в Казахстане, не опираясь исключительно на кажущиеся (совершенно беспочвенно) бесконечными потоки нефти. В целом же все качают или присасываются к тому, что можно по сходной цене экспортировать за границу.
Можно взглянуть на список 50-ти богатейших людей Казахстана 2012 года, составленный Forbes – и никаких сомнений не останется: получать баснословные деньги в стране можно, не прикладывая особых интеллектуальных усилий в попытке выстроить собственную универсальную концепцию и бизнес-модель. Нужно быть либо чьим-то родственником, либо выгодно жениться или выйти замуж, либо прочно сидеть на трубе, меди, уране или каком-то ещё сырье.
Возьмем трех самых богатых людей из этого списка: Владимир Ким уже не первый год богатеет за счет меди, Алиджан Ибрагимов – за счет металлов, Рашида Сарсенова озолотила нефть. Возникает вопрос: почему? Ответ, кажется, очевиден: казахстанскому бизнесу проще эксплуатировать природные ресурсы, не задумываясь о порочности такого подхода и его пагубных последствиях для будущих поколений.
Однако, например, в США успешный бизнес – это плод многолетних усилий и кропотливого труда, а главное – это целая философия, которая рождает на свет таких гениев бизнеса, как Уорен Баффет и Лоуренс Элисон. И никто не сможет упрекнуть того же Баффета: мол, за его состоянием ни стоит ничего, кроме нефти или меди, ибо, пройдя трудный и долгий жизненный путь, он обрёл уникальные знания, которые трансформировались в успешный бизнес.
Видимо, поэтому западные миллиардеры с лёгкостью расстаются со значительной частью своих состояний, жертвуя на благотворительность, понимая, что конечной целью любого успешного человека является преображение мира вокруг себя, а не деньги ради денег. В нашем случае – казахстанский бизнес демонстрирует иную логику мышления, пытаясь максимально обогатиться и обогатить свою родню и окружение. До тех пор, пока фартит и власть позволяет прибирать к рукам всё, что плохо лежит. Видимо, поэтому, в отличие даже от российских бизнесменов, казахстанские богачи не особо замечены в благотворительной и филантропской деятельности.
Жизнь на широкую ногу – отличительная черта местных нуворишей, они и не думают себя в чём-то ограничивать. Можно вспомнить знаменитую КВН-овскую шутку, что если бы понты могли светиться, то в Казахстане всегда были бы белые ночи. Стив Джобс – интеллектуал, изменивший мир, и человек, который уж мог бы позволить себе жить в роскошном особняке, предпочитал скромный домик в районе старого Пало-Альто, и даже американские журналисты удивлялись, почему его жилище выглядит столь непритязательно и убого.
Не особо кичится своим состоянием и Уорен Баффет: он ест в сети быстрого питания, живет в старом районе, центре Омахи, в двухэтажном доме, купленном им ещё в 1957 году. Конечно, для «бездуховных янки» это выглядит странно, но философия бизнеса и великих бизнесменов не всегда может быть понята простыми смертными. К примеру, тот же Билл Гейтс пишет книги – вместо того, чтобы без устали проматывать свое огромное состояние, а на потолке его домашней библиотеки размещены цитаты из романа «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Именно такие миллиардеры своим примером доказывает, что богатые люди могут и должны быть умными, нравственными и идейными. Увы, пока что список казахстанских состоятельных людей, желающих ограничивать себя в возможности жить в роскоши и предлагающих обществу свою нравственную и интеллектуальную концепцию, невелик.
Бесспорно, в Казахстане есть немало продвинутых молодых амбициозных людей, готовых строить бизнес по новым правилам, вкладывая в него свои знания и навыки. Но, увы, сама система функционирует по таким правилам, что интеллектуальный продукт не востребован на местном рынке, нет на него запроса и в обществе. Многие местные бизнес-гении, не имея родственников и связей в нужных сферах, в конечном итоге остаются не у дел, либо эмигрируют. Внутренняя среда такова, что богатеть, соблюдая принципы, практически невозможно. И пока Казахстан будет оставаться страной сырьевых миллиардеров, мало заботящихся о его настоящем и будущем, это самое будущее кажется не особо перспективным.
Источник: iarex.ru
Правила комментирования
comments powered by Disqus