Каждый день тысячи автовладельцев заправляют бензином и дизтопливом свои транспортные средства, жалуясь при этом на «завышенные» цены. Но так ли это на самом деле? Откуда вообще в Кыргызстане берутся бензин и дизтопливо? И почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?
Происхождение ГСМ
По официальным данным Кыргызстан не имеет больших сырьевых запасов нефти. В настоящее время на территории республики функционирует 4 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) – «Чайна Петроль Джунда», «Кыргыз Петролеум Компани», «Токмокский деловой НПЗ», «Таш-Кумырский НПЗ». Но из-за недостатка сырья они не могут полностью покрыть потребности населения в горюче-смазочных материалах (ГСМ). Годовая потребность Кыргызстана в ГСМ составляет более 1,1 миллиона тонн, ежемесячная - 100 тысяч. Поставками и реализацией топлива в республике занимаются около 20 фирм. Самые крупные их них – ОсОО «Газпром нефть Азия» (сеть АЗС «Газпром нефть»), ОсОО «Кыргызнефтетрейдинг» и ОсОО «Биорг Ойл» (сеть АЗС «Petroleum»), ОсОО «ШНОС» (сеть АЗС «Bishkek Petroleum»), ЗАО «Бишкекская нефтяная компания» (сеть АЗС «Роснефть»). Автозаправочных станций в Кыргызстане насчитывается около 660.
Упомянутые и другие фирмы закупают ГСМ на российских нефтеперерабатывающих заводах, а именно на Омском, Орском, Астраханском, Салаватском, Нижнекамском, Нижневартовском НПЗ. Отпускные цены на них формируются в результате торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Стоит обратить внимание на тот факт, что перед российскими производителями стоит задача – в первую очередь, обеспечить собственный рынок, а вопрос экспорта отодвигается на второй план. Это можно наблюдать, когда российские НПЗ закрываются на ремонт, в случае чрезвычайных ситуаций на заводах, а также в периоды, когда спрос на ГСМ в России резко возрастает. Вследствие этого, в Кыргызстане ощущается нехватка нефтепродуктов, либо цены на бензин и дизель начинают расти.
Омский нефтеперерабатывающий завод - один из производителей бензина, эксопртируемого в Кыргызстан
Почему не казахстанское топливо?
Многие автомобилисты сетуют, что в соседнем Казахстане цена на бензин гораздо ниже. Почему бы не закупать топливо у них по выгодной цене? Ответ на этот вопрос кроется во внутренней политике соседнего государства. В Республике Казахстан существует ограничение на экспорт ГСМ. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасль находится под жестким контролем казахстанского правительства, и цены на нефтепродукты устанавливаются государством. Мощности имеющихся НПЗ в Казахстане позволяют покрыть потребности республики в ГСМ только на 70%, остальные 30% страна вынуждена импортировать из России.
По заявлению казахстанских чиновников, осуществить полную модернизацию собственных нефтеперерабатывающих заводов и обеспечить потребности страны на 100% планируется только к 2018 году. И поэтому на казахстанских АЗС можно часто наблюдать длинные очереди, а также использование ограничений на продажу топлива на одного покупателя.
«Получается, что почти 100% ГСМ Кыргызстан завозит из России, ибо для импорта топлива из Казахстана необходимо заключить межгосударственное соглашение. Что касается отечественных производителей, то НПЗ в Кара-Балте и Джалал-Абаде из-за отсутствия сырья выпускают слишком мало топлива для обеспечения потребностей страны», – пояснил Улан Кулов, исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана.
Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Улан Кулов. Фото - Kabarlar.kg
Как формируется цена на бензин
Сейчас на отечественных АЗС цена самого популярного бензина марки АИ-92 колеблется на уровне 42 сома за литр, АИ-95 – 45 сомов, АИ-98 – 47 сомов ($1 = 72,48 сома). По данным профильной ассоциации, стоимость бензина и дизтоплива складывается из ряда факторов: отпускных цен российских заводов (60%), расходов на доставку топлива в Кыргызстан (15%), выплаты местных налогов (19%), транспортировки ГСМ по Кыргызской Республике (1%), издержек обращения и небольшой маржи (около 5%).
В настоящее время среди населения бытуют слухи об искусственно завышенной цене на бензин и дизельное топливо, и многим не понятна сложившаяся ситуация роста цены на ГСМ при падении цены на нефть в два раза. Как оказалось, мнение о прямой взаимосвязи между мировыми ценами на нефть и стоимостью ГСМ является ошибочным.
«Следует помнить, что нефть – это сырье, а нефтепродукты в виде бензина, дизтоплива и так далее – это готовая продукция, полученная в результате длительной и дорогостоящей переработки нефти, и автомобили мы заправляем бензином, а не нефтью. Это совершенно разные понятия, поэтому нельзя сравнивать их цены. Даже если мировые цены на нефть упадут на 50%, то это понизит стоимость ГСМ лишь на 5%», – подчеркнул Улан Кулов.
Кроме того, наша республика вынуждена импортировать топливо, что само по себе требует дополнительных расходов. Немаловажное влияние на розничные цены АЗС оказывают расчеты в долларах за покупку и транспортировку ГСМ из России до границы Кыргызстана. В октябре прошлого года $1 стоил в среднем 55,9 сома, а в октябре 2015 года приблизился к средней отметке 69,2 сома, то есть, за это время американская валюта подорожала на более чем 13 сомов. И если сравнивать октябрьские цены на АИ-92 прошлого года, которые составляли $0,88 доллара или 48 - 49 сомов за литр бензина, и настоящего года – $0,61 или 42 сома за литр бензина, то получается, что сейчас АИ-92 стоит на $0,27 или 18 сомов дешевле, чем в 2014 году.
Нужно отметить, что Кыргызстан также принимает активное участие в ценообразовании ГСМ, не позволяя местным нефтетрейдерам получать сверхприбыли за счет карманов автолюбителей. За этим следит Госагентство антимонопольного регулирования (ГААР) при правительстве Кыргызской Республики. В 2008 году в реестр разрешенных монополистов ведомство внесло ОсОО «Газпром нефть Азия», которое завозит в Кыргызстан наибольшие объемы топлива. Сеть АЗС «Газпром нефть» насчитывает 110 станций, что составляет 17% от общего количества АЗС по всему Кыргызстану. Для компании установлен предельный уровень рентабельности для розничной и оптовой продажи ГСМ. Как отметили в ГААР, ОсОО «Газпром нефть Азия» никогда не выходила за пределы установленного уровня рентабельности. Исходя из этих же рыночных условий и высокой конкуренции, остальные нефтетрейдеры, вынуждены держать цены не выше уровня монополиста. Как следствие, все компании устанавливают реальные и объективные цены на бензин и дизтопливо.
Осторожно: контрабанда!
Однако не все безоблачно на кыргызстанском рынке нефтепродуктов, поскольку в последние месяцы увеличился поток контрабандного ввоза ГСМ из Казахстана. Нелегальный импорт бензина и дизтоплива обусловлен отменой таможенного контроля на кыргызско-казахской границе в рамках членства в Евразийском экономическом союзе и девальвацией казахстанского тенге.
Последний фактор привел к удешевлению ГСМ в Казахстане относительно цен в Кыргызстане. Отсутствие таможенного контроля позволило предприимчивым гражданам бесконтрольно завозить автотранспортом в Кыргызстан казахстанское топливо. По данным ассоциации нефтетрейдеров, в сентябре в Кыргызстан импортировано на 36 тысяч тонн меньше по сравнению с сентябрем 2014 года. Эту разницу нефтетрейдеры и считают, как контрабанду. Как информировала профильная ассоциация и представители правительства, следствием нелегального завоза топлива стало выпадение 210 млн сомов налогов только за сентябрь с угрозой непоступления в государственный бюджет более 1 млрд сомов налогов до конца года, если контрабанда будет завозиться в тех же объемах. Государство не может позволить такие потери, поскольку возникнут проблемы с выполнением социальных обязательств перед кыргызстанцами, а именно по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, по выплате зарплат бюджетникам.
Для полноты картины следует отметить, что нефтетрейдеры выплачивают все предписанные юридическим лицам налоги – НДС, подоходный, акцизный и земельный, налоги с продаж, на прибыль, на имущество. За 9 месяцев 2015 года крупные нефтетрейдеры выплатили в кыргызстанский бюджет более 5 млрд сомов налоговых и таможенных платежей, из них ОсОО «Газпром нефть Азия» – 3,2 млрд сомов, ОсОО «Кыргызнефтетрейдинг» - 76,2 млн сомов, ОсОО «Биорг Ойл» – 602 млн сомов, ОсОО «ШНОС» – 445,9 млн сомов, ЗАО «Бишкекская нефтяная компания» – 526,2 млн сомов (данные были взяты с сайта budget.okmot.kg).
В последние месяцы силовые и фискальные структуры Кыргызстана усилили борьбу с контрабандой. Как сообщал ранее глава Госслужбы по борьбе с экономпреступлениями (ГСБЭП) Бактыбек Аширов, за сентябрь-октябрь задержано 278 тонн контрабандных ГСМ на 17 млн сомов. Однако это ничтожный показатель по сравнению с завозимыми объемами. Для усиления борьбы с контрабандой МВД, ГСБЭП и Государственная налоговая служба сформировали мобильные группы на границе с Казахстаном для учета ввозимых объемов ГСМ. Также на 84 АЗС по всей республике ГНС установили круглосуточный рейдовый контроль за незаконным сливом контрабандного ГСМ.
Еще одно решение предложила Ассоциация нефтетрейдеров, которая обратилась в правительство с предложением временно снизить ставку акциза с 5 тыс сомов до 3 тыс сомов за тонну бензина, а также временно запретить импорт ГСМ на автомобильном транспорте. Это позволило бы на фоне сезонного снижения отпускных цен на российских НПЗ заметно сократить текущую разницу в ценах с контрабандным топливом, которая на сегодня составляет до 10 сомов за литр.
Думайте сами, решайте сами
Вред контрабандной продукции состоит не только в неуплате налогов, но и в том, что качество этой продукции – весьма сомнительное, неподтвержденное никакими документами. Гонясь за сиюминутной выгодой, покупатель может в ближайшее время понести более крупные расходы на ремонт двигателя и топливной системы автомобиля. Требуя чек с каждой покупки, вы можете обезопасить себя от контрафактной продукции. Поэтому выбор остается за покупателем – быть дальновидным и своей покупкой поддержать государство и законопослушных предпринимателей, создающих рабочие места, или не быть таковым.
Правила комментирования
comments powered by Disqus