Потенциал религиозной организации, признанной экстремистской в России и Казахстане, может быть использован для вербовки добровольцев в Кыргызстане на войну в Сирии.
В последние время теракты стали уже чуть ли не ежедневной обыденностью. Произошедшее 24 ноября ЧП, когда на сирийской территории турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24 спокойствия не прибавилj.
В интернет-сообществах, в аналитических кругах обостряются споры между представителями различных лагерей – сторонников российского участия в борьбе с ИГ в Сирии, и противников линии поведения РФ – симпатизирующих если не самому ИГ, то защищающих турецкую или западную позицию.
А что же Кыргызстан? Республика ни в коей мере не отстает от обсуждений. Точно также разбиваясь на лагеря и с горячностью отстаивая свою позицию. При этом совершенно не замечая «бомбы» у себя в глазу. Речь идет о движении «Таблиги Джаамат», которое с каждым днем набирает обороты и буквально легализуется в качестве инструмента для популяризации ислама среди населения.
Что в этом такого?
Давайте сначала обратимся к вопросу о деятельности Таблиги Джамаат на территории Центральной Азии и Кыргызстана: является ли эта организация террористической? Есть ли связь между Таблиги Джамаат и салафитскими (джихадистскими) группами?
Последние данные о росте радикальных религиозных идей на основе джихадизма и появлении большого числа желающих выехать в зону конфликта в Сирии и Ирака, дали основание для полного пересмотра роли и влияния различных религиозных организаций экстремистского толка, а также официально действующих на территории Кыргызстана.
В частности, учитывая тот факт, что большое число террористов, которые выехали либо вернулись в страну из зоны конфликта, в прошлом являлись выходцами из движения Таблиги Джамаат.
По мере того, как эта устойчивая тенденция складывалась в полноценную картину, выявляется закономерность в радикализации мусульман - в начале мусульманин становится членом Таблиги Джамаат, затем постепенно переходит при желании либо в Хизб ут-Тахрир либо в салафитские джамааты, и только потом принимает решение о приверженности идеям джихадизма.
Если ранее нами считалось, что это является естественным стечением обстоятельств, когда человек ведомый поиском новых знаний попадает из Таблиги Джамаат под влияние других экстремистских и террористических организаций, то сейчас новые данные на основе анализа последствий сирийского конфликта говорят о том, что действия по радикализации членов Таблиги Джамаат имеют целенаправленный и системный характер, выражающийся в том, что сами лидеры Таблиги Джамаат подталкивают своих последователей присоединяться к другим экстремистским и террористическим организациям.
Отличие от периода до сирийского конфликта, заключается в том, что ранее осуществлялась постепенная радикализация мусульман через присоединение к Хизб ут-Тахрир и салафитским джамаатам, на которые возлагалась ответственность по «воспитанию» более радикальных взглядов у мусульман. То сейчас в период активной фазы сирийского конфликта, лидеры Таблиг Джамаат напрямую отправляют своих людей в салафитские центры Пакистана, либо в зону сирийского конфликта, подталкивая из к идее «военного джихада». Большое число выехавших в зону конфликта в Сирии, были в прошлом приверженцами Таблиги Джамаат.
Связь Таблиги Джамаат и салафизма (джихадизма)
В данном случае следует коснуться немного истории в вопросах возникновения и развития Таблиги Джамаат, которая дает ответ на идейную близость движения Таблиги Джамаат и салафитов.
Таблиги Джамаат возникло в 1927 г. недалеко от города Дели под руководством религиозного лидера Муллана Ильяса, который принадлежал к деобандийскому направлению суннитской религиозно-правовой школы. Деобандийское направление отличается крайне радикальными взглядами на развитие ислама, отношению к неверным, шиитам и другим вероисповеданиям. Практически аналогичные взгляды разделяют последователи салафизма. После его смерти в 1944 году лидером и идеологом этого движения стал Мухаммад Закария Кандехляви.
На момент размежевания Индии и Пакистана, на территории этих стран действовали два важных религиозных движения, которые враждовали между собой, это - Деобанди и Берельви. Деобанди признавала светское государство и декларировало, что только в этих условиях может развиваться исламская проповедь, в противоположность этому подходу, Берельви выступала только за создание исламского государства и отрицало сотрудничество с демократическими институтами власти. В 1947 году шейх Кандехляви переехал в Пакистан где начал создавать сеть медресе и учебных заведений движения Деобанди, которые получили названия Хаккания. Для этого он получил не только согласие новых властей созданного Пакистана, но и поддержку Великобритании, включая финансовую помощь.
Важным моментом в развитии Таблиг Джамаат стала война в Афганистане в 1980 году, после которой более 3 млн. беженцев, в большей степени пуштунов, переместились в Пакистан. В этот период, дети этих беженцев были направлены в медресе Хаккании (деобанди). Которые, к тому же получили финансирование из Саудовской Аравии и других стран Персидского Залива, что обусловило появления большого числа этих медресе на границе Пакистана и Афганистана.
В этой связи, появление в 1990 х годах движения Талибан обязано именно деобандийским медресе Таблиги Джамаат, где большинство членов Талибан получили образование и заложенные идейные взгляды. Это как известно, привело в практически полному контролю движением Талибан Афганистана в 1996 году и затем сближением с Аль-Каедой. Таким образом, уже c 1980 годов Таблиги Джамаат находились под прямым финансированием Саудовской Аравии и стран Персидского Залива. В этой связи, к 1990 гг. Даават Таблиг осуществлял идеологическую подготовку Талибан, чьи взгляды, несмотря на официальную приверженность деобанди, практически не отличались от салафизма и были подготовлены идейные и людские ресурсы для Аль-Каеды.
Распад СССР и окончание холодной войны определил новых кандидатов на обучение в таблиговских медресе Пакистана - ими стали выходцы из стран Центральной Азии, а затем СУАР КНР.
Таким образом, Талибан и представители Таблиги Джамаат имеют одну и ту же идеологию, с единственным исключением, что в Центральной Азии вопрос джихада, в виду особенностей секулярных режимов, отложен на краткосрочную перспективу и является ответственностью других организаций (радикальных салафитов, Хизб ут-Тахрир).
Между тем, Пакистан, благодаря подобной позиции в отношении Таблиги Джамаат, является главной ресурсной базой и идеологическим плацдармом для воспитания целых поколений джихадистов для таких организаций как Аль-Каеда, Талибан, и теперь уже Исламского государства.
В настоящее время, несмотря на заявленную политику Пакистана по выдавливанию иностранных боевиков с территории страны (Северный Вазиристан) и известные общественности результаты (большинство перешло на территорию Афганистана), важно сделать одно примечание. С территории Пакистана были выдавлены уже подготовленные боевики, и те которые принимали активное участие в вооруженных действиях. Между тем, сеть медресе где проходят обучение слушатели из различных стран мира, в том числе и выходцы из стран Центральной Азии и СУАР КНР, остается нетронутой. Пакистанские спецслужбы не выдворяют слушателей этих медресе, что означает, что подготовка новых поколений террористов будет продолжена в будущем и сама операция пакистанской армии в Вазиристане проведенная в летом 2014 года по выдавливанию боевиков иностранцев, а также заверения Пакистана в том, что он борется с терроризмом, являются не более чем фикцией для отвода глаз его международных партнеров.
Точное число слушателей из стран Центральной Азии в таблиговских медресе Пакистана неизвестно, однако по приблизительным данным, там находится порядка 4-5 тысяч выходцев из стран регионе, в том числе, и дети уйгурских боевиков, которые были вынуждены переместится из Вазиристана в другие места дислокации. В частности, дети членов ИДВТ, ранее размещавшиеся в Вазиристане.
Таким образом, Пакистан будет оставаться для Центральной Азии и СУАР КНР главной идейной базой воспитания новых поколений террористов и этот процесс не остановится до тех пор, пока правительство Пакистана, и в частности, армия не прекратит поддержку Таблиги Джамаат. А это, учитывая то что армия, включая руководящий состав, на 50% состоит из последователей Таблиги Джамаат, практически исключено в долгосрочной перспективе.
Более того, Пакистан не намерен отказываться и от международного измерения деятельности этой организации. В особенности тогда, когда на территории Центральной Азии в Кыргызстане действует самый успешный региональный центр развития Таблиги Джамаат, который в этом году проявляет заметную активность по направлению соседних стран, а также СУАР КНР. Позиции Таблиги Джамаат в Кыргызстане чрезвычайно прочны и изменить их в настоящее время практически невозможно.
Позиции Таблиги Джамаат в Кыргызстане и влияние на Центральную Азию
Прочные позиции Таблиги Джамаат в Кыргызстане определяются наличием полного контроля в религиозной сфере страны за счет руководителя мусульманской общины - муфтия Кыргызстана Максата Токтомушева (бывший лидер Таблиги Джамаат в Кыргызстане, формально вышедший из этой организации, но сохранивший все руководящие функции).
В этой связи, в планах Пакистана по региональному развитию влияния этой организации Кыргызстан занимает центральное место. В Кыргызстане официально зарегистрировано 2500 мечетей, при этом примерно 500 мечетей и молельных домов не прошли регистрацию, по данным Государственной комиссии по делам религий. Более половины мечетей принадлежит движению Таблиги Джамаат.
При этом, в стране действует официально зарегистрированных 63 медресе, порядка 20 не официальных медресе. 90 % медресе финансируется из-за рубежа, при этом примерно 80 % медресе обучается по программам Даават Таблиг (деобанди), остальные принадлежат турецким религиозным течениям.
Соответственно, весь этот потенциал в настоящее время задействован в обучении не только граждан Кыргызстана различных национальностей, но и представителей других стран - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана в возрасте от 6 до 15 лет. Включая детей тех, кто незаконно находится на территории страны.
По сути, в сфере начального исламского образования, Кыргызстан напоминает Вазиристан, с его сетью мечетей и медресе, где проходят обучения по программам Даават Таблиг.
Представители Даават Таблиг значительно активизировали свою работу в отношении национальных меньшинств, в том числе уйгуров и узбеков на Юге страны, а также уйгуров на Севере (Бишкек и пригородные села).
Является очевидным, что Таблиги Джамаат в настоящее время выполняет главную роль ввполне легальной деятельности по подготовке будущих джихадистов для целого региона, включая СУАР КНР, куда они также направляют своих эмиссаров из Кыргызстана. В этой связи открытая либо скрытая деятельность Таблиги Джамаат на территории Кыргызстана представляет серьезную угрозу безопасности региона. Непринятие мер в отношении этой организации, обеспечивает рост джихадистских настроений в будущем.
Теперь подводя итог начатой летом 2014 год войсковой операции в Вазиристане по очистке от террористических организаций и иностранных боевиков, можно подвести предварительно отметить - в целом, Пакистан добился поставленных задач выдавив с территории Вазиристана практически все иностранные силы различных группировок включая ИДУ, ИДВТ, СИД, а также Тахрик е-Талибан.
Однако, есть основания полагать что меры, предпринятые Пакистаном, носят временный характер. Более того, Пакистан намеренно создал условия для того, чтобы проблемы терроризма имели долгосрочный и постоянный характер.
В частности, речь идет о сети медресе Хаккани, которая принадлежит движению Таблиги Джамаат (идейное направление Деобанди). Эта сеть никогда не прекращала подготовку молодых террористов для будущих организаций салафитского (джихадистского толка).
В качестве справочной информации, на территории Пакистана в настоящее время действует 12 тыс. официальных медресе и примерно 4-5 тыс. неофициальных исламских образовательных учреждения типа небольших медресе, где проходят обучение дети в возрасте от 7 до 16 лет. При этом, существуют годичные курсы для молодежи от 16 до 25 лет. Ежегодно все эти медресе выпускают 58-60 тыс. молодых подготовленных проповедников и знатоков религии для более чем 30 стран мира, в числе которых Россия, страны Центральной Азии и КНР. Более половины этих выпускников являются носителями радикальных религиозных взглядов, которые затем быстро трансформируются в джихадизм на основе салафизма.
Более 60% медресе в Пакистане (примерно 7 тысяч) принадлежит крупнейшему религиозному движению Деобанди (о нем писалось выше), которое в свою очередь является идейной основной всемирного движения проповедников Таблиги Джамаат. В Пенджабе, а также в Синде, Гилгите Белуджистане и Вазиристане отмечена небольшая концентрация медресе, неофициальных школ и тренировочные баз.
Главными теологическими центрами Деобанди стали пограничные с Афганистаном территории Северо-Западной пограничной провинции (Вазиристан) и Белуджистана, где живут пуштунские племена, округ Гилгит, центральный и южный Панджаб. Такое распределение родилось из стремления Пакистана создать в этих районах буферную зону против проникающего из Ирана шиитского влияния. Гилгит всегда использоваться для исламистской экспансии в Синьцзянь-Уйгурский автономный район КНР, а в центральном и южном Пенджабе по направлению Индии.
Финансовую поддержку движению Деобанди оказывает Всемирная мусульманская лига (Рабита-э-Ислами) расположенная в Саудовской Аравии, а также другие официальные и негосударственные фонды. Политическую поддержку движению Деобанди оказывает Армия Пакистана и Межведомственная Разведка Пакистана. Распределение финансов осуществляет Попечительский совет медресе Пакистана Уифак-уль-Мадарис Аль-Арабийя - принадлежит движению Диабанди.
Таким образом если анализировать предварительные итоги войсковой операции в Вазиристане то внешне Пакистан решил свои задачи по выдавливанию иностранных боевиков и разделению Тахрик е-Талибан на различные направления действий Пакистана.
Однако, Пакистан создал такой механизм, который будет обеспечивать и в дальнейшем пополнение основных джихадистских организаций, новыми рекрутами.
Возможность запрета Таблиги Джамаат в Кыргызстане
Следует отметить, что Таблиги Джамаат запрещен на территории России, Узбекистана, Таджикистана, а с января 2013 года запрещен на территории Казахстана.
Учитывая тот факт, то в настоящее время идет процесс сближения Кыргызстана с Евразийским сообществом и грядущем полноправном участии в Евразийском экономическом сообществе и Таможенном Союзе с мая 2015, вопрос сближения законодательства по вопросам безопасности и терроризма будет на повестке обсуждения в ближайшее время.
Перспективы запрета Таблиги Джамаат для слабой власти Кыргызстана весьма проблемный вопрос, как ввиду сильного проникновения этой организации в государственные структуры, так и сильного распространения на всей территории страны. В 2009, затем в 2013 гг. на Советах безопасности при президенте Кыргызстана обсуждался этот вопрос, однако благодаря противодействию групп влияния в правительстве и парламенте, Совет безопасности не счел доводы достаточными для запрета этой организации на территории страны.
Однако, по мере усиления России и ее помощи в области укрепления власти в Кыргызстане, к этому вопросу следует вернуться в скором времени, поскольку деятельность Таблиги Джамаат в Кыргызстане, через большие массы мигрантов уезжающих на заработки в России представляет для нее также предмет беспокойства.
Вместе с тем, закрытие этого движения в Кыргызстане будет сопряженно с серьезной дестабилизацией в религиозной сфере и грозит перейти в русло религиозного противостояния существующей власти. В этой связи, влияние России в области сближение законодательств в области противодействия терроризму и экстремизму неизбежно, но оно будет сопряжено с новыми угрозами и вызовами для власти в Кыргызстане.
Между тем, по всей видимости, спецслужбы страны осведомлены об экстремистской и даже террористической сущности Таблиги Джамаат, однако, в виду отсутствия необходимых средств, в том числе и финансирования служб, а также потенциала, не могут гарантировать что запрет деятельности этой организации не приведет к серьезным вызовам, с которыми Кыргызстан сможет самостоятельно справится.
Напомним, к слову, что буквально в начале ноября замдиректор Госагентства по делам религии Бактыбек Осмонов заявил о том, что ведомство в курсе того, что «Таблиги Джаамат» является запрещенной в Казахстане и России организацией. Однако, пока суд не признает этот факт, эта религиозная община свою деятельность на территории КР может осуществлять на абсолютно законных основаниях. Более того, как заявил Осмонов, государство в лице комиссии приняло решение использовать их позитивные стороны, такие как пропаганда ханафитского мазхаба. Тут уж, как говорится, без комментариев.
А вы говорите, борьба с ИГИЛ….
Правила комментирования
comments powered by Disqus