Шестнадцатиэтажный дом, что стоит на перекрестке улиц Нукусской и Бабура, по соседству с нарсудом Яккасарайского района, зияет черными дырами окон, некоторые из которых затянуты пленкой от ветра и косого дождя. В эти холодные декабрьские дни в злополучном доме в самом центре Ташкента кипят нешуточные страсти: мерзнущие люди строчат безответные заявления и жалобы в контролирующие инстанции, в частности, в администрацию Яккасарайского района, по распоряжению которого у 143 квартир из 256 «выкорчеваны» окна, выходящие на балкон. Лишь десяток квартир к настоящему моменту застеклены, как полагается. Однако и демонтаж «старых» окон, и установку новых владельцы квартир произвели за свой счет, хотя хокимият (администрация) заявлял о бесплатности «услуг».
Чиновники требуют, чтобы у всех жильцов дома №2 по улице Нукусской окна были типовыми, с коричневыми рамами: дом расположен возле центральной трассы, ведущей в аэропорт.
В связи с этим застройщики, на чьи плечи возложена задача ликвидации прежних окон, забраковали даже новые дорогостоящие стеклопакеты, которые стояли в некоторых квартирах, из-за белого цвета рам. Кое-кто из собственников догадался купить коричневый скотч и обклеить рамы - и тем самым спас свою квартиру от вымораживания: стеклопакеты не «выдрали».
Весь этот коммунально-строительный беспредел тянется аж с лета нынешнего года, хотя все работы по благоустройству дома должны были завершиться к очередной годовщине независимости – к сентябрю.
Первоначально районное начальство решило, что все имеющиеся балконные окна будут заменены на коричневый «пластик» «почти бесплатно», но позже, видимо, осознав стоимость проекта, отказалось от этой идеи и заявило, что «алюминиевые» окна ничуть не хуже, вот их и поставим.
Теперь же источник в администрации утверждает, что полностью с домом и окнами, в частности, чиновники «разберутся» лишь к… марту-апрелю следующего года. Всему виной отсутствие денег, а нанятый райхокимиятом застройщик объявил жителям, что «не собирается платить из своего кармана».
Этот трюк хорошо работает. Соседи, устав от голословных обещаний чиновников, вынуждены брать инициативу в свои руки, чтобы привести в порядок разрушенное жилье. Тратят собственные деньги, нервы и время. Но выбора нет – иначе придется мерзнуть и жить в сырой квартире…
Причину всех бедствий жители шестнадцатиэтажки видят в том, что их дом должен быть «образцово-показательным», поскольку оказывается «в центре обзора президента», когда тот направляется в аэропорт. Во всяком случае, устный ответ районных кураторов активистам дома прозвучал именно так. К тому же, со слов чиновников, грядущий год знаменателен тем, что в Ташкенте планируется очередной саммит ШОС, и «мы не должны ударить в грязь лицом».
«Понятно, что этот миф о всевидящем президенте придумали, чтобы оправдать свои «откаты» и «распилы» на ремонтах и реконструкциях, - жалуются жильцы. - Его кортеж несется по улицам с такой «реактивной» скоростью, что вряд ли президент что-то вообще может разглядеть, особенно через тонированные стекла. А что, чиновники не боятся, что президент может увидеть обезображенный дом с отсутствующими окнами?!»
Ко всем бытовым неудобствам, доставленным жильцам многоэтажки, добавилось еще одно: принудительная замена телевизионных кабелей, которые раньше шли по фасаду здания. Теперь их намерены спрятать внутрь подъездов, чтобы провода не портили светлый облик «образцового дома».
«Новые дыры, просверленные в потолках подъездов (чтобы провести кабель с крыши к разводной коробке на стене), каждому из владельцев квартир обошлись в 5 тысяч сумов, а протяжка кабелей, в зависимости от удаленности и метража жилища, – от 55 до 80 тысяч», - собеседники «Ферганы» явно обескуражены столь откровенным грабежом.
Многострадальный дом на пересечении Нукусской и Бабура не первый раз оказывается в центре скандала, когда районное руководство принуждает жильцов входить в сомнительные проекты.
Например, в 2010 году бывший хоким Валижон Мулладжанов в компании с начальником районной коммунально-ремонтной аварийно-восстановительной службы (КРАВС) Абдувахобом Саттаровым печально прославился при попытке провести в этой 16-этажке капремонт с заменой труб горячего и холодного водоснабжения на пластиковые. Что-то пошло не так, и в итоге половина дома перезимовала в экстремальных условиях: без тепла и горячей воды.
Кому-то «пластика» не досталось, и людям пришлось докупать трубы самостоятельно. Куда делись «вечные» толстостенные трубы советского производства, непонятно.
На следующий год Мулладжанова сняли: он провалил строительство магазина на придомовой территории. Магазин был предназначен для продажи «дешевой» плодоовощной продукции, выращенной фермерскими хозяйствами. Однако спустя некоторое время деньги внезапно закончились, фундамент был разрушен, а фермеры, принудительно оформившие кредит, разорены. Хокима сняли.
После освобождения Мулладжанова от должности в районе сменилось три хокима. Но многоэтажный дом на Нукусской-Бабура как был для районных «экспериментаторов» площадкой для опытов, так и остался. С мнением жильцов по-прежнему никто не считается.
В настоящий момент кресло первого лица в районе вакантно: бывший хоким Акром Салихов тоже недолго продержался.
«Натворят дел, а отвечать некому. Как жить без окон зимой? Ведь не у всех есть «лишние» 500-700 тысяч сумов на оконные расходы! Могли бы сначала установить решетки между этажами: бывает, что люди падают с высоты, за детей очень страшно. Или лифты заменить – нашим уже полвека. Но этими вопросами они не занимаются. А квартиры опечатывать, когда люди на работе, - это запросто. И наказывать за то, что вскрыл собственную квартиру и зашел в нее без разрешения…» - завершают разговор жильцы дома.
Напомним, что с десятого ноября во всех 475 махаллях (кварталах, общинах) Ташкента идет инвентаризация жилых и нежилых объектов: специальные рабочие группы проводят рейды по домам и выявляют арендованные и пустующие квартиры, а также уточняют личности арендаторов. Районные ОВД составляют электронные базы данных арендодателей и арендаторов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus