"2016 год, к величайшему сожалению, в Центральной Азии и не только в ней, это касается всего исламского Востока, будет годом рисков. Идет их огромный рост – это риски и политические, и экономические, причем они тесно переплетаются" - таким мнением поделился с журналистами в Москве директор Аналитического центра МГИМО (У) МИД РФ Андрей Казанцев во время прошедшего в Москве круглого стола по проблемам евразийской безопасности.
Одним из рисков он считает дефицит денежной массы в регионе. "Например, известно, что 50 процентов ВВП таджикской экономики давали перечисления трудовых мигрантов из России. В Кыргызстане – порядка трети ВВП, даже в Узбекистане это был по крайней мере один из неофициальных источников наличных денег в стране. Экономический кризис, который поразил Россию и Казахстан, привел к тому, что этих денег теперь нет. Перечисления в рублях - это уже обесцененная валюта", - констатирует Казанцев.
К числу серьезных рисков он относит и демографический фактор. "В Центральной Азии и раньше было большое количество молодых людей, которые не находили себе работу. Например, в Ферганской долине, где пересекаются Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан и одна из самых больших плотностей населения, сегодня огромное количество безработных мужчин. Сейчас многие уже не могут найти работу и в России, куда они прежде ездили. И с этим связан чудовищный рост вербовки в ИГ", - утверждает директор Аналитического центра МГИМО.
"Только по обобщающим американским данным, свыше 2 тысяч человек из Центральной Азии воюют на стороне различных экстремистских структур в Сирии и Ираке. И это еще не все. Если раньше угрозы для ЦА шли со стороны Афганистана, в виде небольших вторжений с его территории, которые могли опрокинуть войска слабых стран, то сейчас это двойной вызов - со стороны и Афганистана, и ИГ. Причем вызов идеологический, связанный с массовой вербовкой людей. На каждого завербованного приходится большое количество сочувствующих, которые могут быть использованы для подрывных действий, терактов", - продолжает Андрей Казанцев.
Говоря об этом, он отмечает, что, по последним данным, на подрывные действия в Центральной Азии ИГ перечислило порядка 70 миллионов долларов. А количество сайтов, через которые идет вербовка, идеологическая обработка, "насчитывается тысячами, и это только то, что по линии ОДКБ обнаружено и закрыто".
"И на все накладывается серьезное геополитическое противостояние, - заявляет эксперт. - Речь идет не только о противоречии старых конкурентов по новой большой игре, но, к сожалению, о переносе шиитско-суннитского и саудовско-иракского конфликта с Ближнего Востока на территорию Афганистана. Здесь и раньше готовились боевики для переброски в Сирию, но сейчас это все интенсифицировалось. Пошел активный приток денег, для того чтобы надавить и на Россию, которая стала одной из сторон войны в Сирии. Оплата боевика "Талибана" – 70 долларов, боевика ИГ – порядка 700 долларов. Вот и вся динамика такого переноса – больше платят".
"Весь этот комплекс проблем создает тяжелую атмосферу. Когда непонятно, как даже имеющиеся скромные проекты нашего экономического сотрудничества будут реализовываться, когда есть другая сторона проблемы – человек с Калашниковым и взрывчаткой. Поэтому при проработке всех задач такого сотрудничества нужно большое внимание уделять и существующим рискам", - подчеркнул Андрей Казанцев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus