В конце прошлого года и в январе текущего в Республике Таджикистан наблюдались процессы упразднения пунктов обмена валют. Теперь валютные операции население может проводить только в банковских центрах обслуживания, филиалах финансовых учреждений и головных офисах кредитных организаций. Эти меры соответствуют законодательным нормам страны, а именно инструкции принятой не так давно Национальным банком РТ.
Чуть раньше, в октябре 2015 года финансовый регулятор дал разрешение коммерческим банкам самостоятельно устанавливать обменный курс доллара. В результате, если в обменных пунктах Душанбе в начале декабря обменный курс был установлен в коридоре 6,7-6,8 сомони, то в коммерческих банках курс остановился на отметке 7,6 сомони за доллар. Разумеется, населению в этих условиях было выгоднее осуществлять некоторые виды валютных операций в обменных пунктах, которые, тем не менее, достаточно быстро закрыли.
Наконец, на днях стало известно о запрете таджикистанских властей на выдачу денежных переводов населению в рублях. Стоит отметить, что граждане Таджикистана активно пользовались именно рублевыми переводами. Даже в условиях кризисных явлений на мировом, и в частности на постсоветском, пространстве, доля денежных переводов трудовых мигрантов остается большой. Большинство из таких мигрантов работает на территории России.
Решение властей Таджикистана, ожидаемо, не нашло поддержки среди населения. Дело в том, что денежные переводы, которые приходили получателям средств в рублях, после обменивались в некоторых небанковских обменных пунктах по более выгодному курсу. Теперь, согласно заявлениям представителей Национального банка, рублевые переводы будут автоматически конвертироваться в банках в сомони, в эквиваленте которого средства и будут выдаваться населению.
Средства массовой информации приводят данные официальных госорганов, согласно которым Таджикистан занимает лидирующие позиции по объему поступлений денежных переводов из России. Например, только в 3 квартале 2015 года, в Таджикистан было переведено 358 млн. долларов, что является 16-процентной долей от общего объема переводов в страны СНГ из России. Можно утверждать, что, несмотря на корректировку валют и спад трудовой миграции из Таджикистана, экономика этой страны до сих пор зависит от денежных переводов мигрантов.
Справедливо будет заметить, что последние инициативы Национального банка Таджикистана в режиме выхода из кризиса мировой экономики вполне оправданы. Национальные валюты стран постсоветского пространства сегодня находятся под давлением целого ряда факторов. В этой связи каждая из центрально-азиатских столиц принимает меры по поддержке собственной валюты. Зачастую эти меры тождественны ограничению на хождение иностранной валюты в рамках государственной финансовой системы. Однако в случае с Таджикистаном, можно утверждать, что инструментарий протекции финансовой системы выбран несколько некорректно.
Дело в том, что Национальный банк РТ ограничил хождение рубля, и, в то же время, не предпринял никаких ограничений в отношении доллара, который в Центральной Азии более чем популярен. В связи с этим последние меры финансового регулятора можно признать неполноценными. В Душанбе обеспечили поддержку банковскому сектору, который сегодня имеет монополию на обменные операции. Однако на население страны давление возросло – курс обмена стал менее привлекательным. Рисковый фактор также переносится в теневой сектор, так как теперь в поисках выгодного курса население начнет пользоваться услугами «черных» обменных пунктов. Таким образом, для обеспечения полноценной поддержки государственной финансовой системы, Таджикистану стоит ограничить обмен любой иностранной валюты, и, прежде всего, доллара. Аналогичные процессы можно наблюдать в экономиках соседей. В таком случае принятые меры будут работать на пользу всей экономики, а не только банков страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus