В Китае снова обвал: рынок упал на 6%. Но в этот раз мировые фондовые площадки не последовали за ним. РБК разбирался, почему упал китайский рынок и почему мир не последовал за ним.
Фондовые индексы в Китае в четверг снизились более чем на 6%. Индекс Шанхайской биржи Shanghai Composite по итогам сессии рухнул на 6,41%, опустившись до 2741,2 пункта. С начала года индекс потерял 23%. Индекс SZSE Component Шэньчжэньской биржи показал еще более серьезное падение, потеряв 7,41%, до уровня 1738,6 пункта. Индекс учитывает стоимость акций наиболее ликвидных и крупных компаний, в том числе с участием государства.
«Рынок находится в довольно неустойчивом состоянии, когда все двигаются к выходу», — цитирует Bloomberg слова стратега компании Central China Securities Чжана Гана.
На что среагировали инвесторы?
Управляющий партнер фонда Caderus Capital, инвестирующего в акции китайских компаний, Андрей Акопян говорит, что инвесторы распродают бумаги, поскольку негативно оценивают решение Народного банка Китая поднять ставку по однодневным кредитам. Последовавший за этим рост ставок на денежном рынке привел к распродаже акций, поскольку вызвал опасения относительно ухудшения ситуации с ликвидностью в финансовом секторе. «Инвесторы расценили шаги ЦБ негативно. Реакция рынка была такой резкой и из-за большой доли частных инвесторов на рынке, это усилило его падение», — говорит Акопян.
Аналитик Sberbank CIB Владимир Пантюшин обращает внимание на еще один фактор: негативную реакцию рынка могло вызвать заявление главы аналитического центра при китайском правительстве о том, что властям следует сократить кредитование нерентабельных госпредприятий и снизить общий уровень задолженности в экономике страны. «Это, равно как и повышение ставок, может привести к замедлению темпов роста китайской экономики, поэтому инвесторы болезненно отреагировали на подобные заявления», — считает Пантюшин.
Что именно сделал Народный банк Китая?
Накануне Народный банк Китая (НБК) поднял ставку по однодневным кредитам (так называемым overnight) на 0,16 п.п., до 2,12%, и одновременно предоставил рынку 340 млрд юаней ($52 млрд) через обратное РЕПО. Согласно сообщению на сайте регулятора, НБК провел операции сроком на семь дней и доходностью 2,25%. «Вероятно, регулятор опасается, что юани просто перетекут в доллары, поэтому дает ликвидность и одновременно поднимает ставку», — говорит Акопян.
Ранее во вторник Народный банк Китая уже влил в финсистему еще 130 млрд юаней ($20,1 млрд) через операции обратного РЕПО. В конце января Народный банк Китая с помощью подобных операций влил на рынок в общей сумме около 690 млрд юаней ($105 млрд).
Что было с китайским рынком накануне?
20 февраля ЦК принял решение уволить главу регулятора ценных бумаг Сяо Гана из-за нестабильности на фондовом рынке страны. «Реакция рынка на смену главы регулятора была положительной, и последние дни китайский рынок рос. 22 февраля Shanghai Composite вырос на 2,3%», — говорит Андрей Акопян.
В феврале индекс колебался в районе 2700–2800 пунктов.
В чем отличие от падения в январе?
Последний раз значительное падение китайский фондовый рынок переживал в начале января, когда в первый рабочий день 2016 года, 4 января, главный индекс Шанхайской биржи CSI 300 упал на 7%, после чего торги по решению комиссии по рынку ценных бумаг (CSRC) были остановлены.
Акопян говорит, что в отличие от ситуации в январе, когда падение рынка Китая застало всех врасплох, сейчас реакция инвесторов на других рынках была более сдержанной, «поскольку опасения жесткой просадки китайской экономики прошли». Большинство рынков не отреагировало на обвал на Шанхайской и Гонконгской биржах. Индекс EURO STOXX 50 прибавил 1,94%, индекс EURONEXT 100 вырос на 1,88%, британский FTSE 100 подрос на 2,31,%, японский Nikkei показал рост на 1,41%, до 16140,34 пункта.
Почему мировые индексы не упали вслед за Китаем?
По словам Пантюшина, реакция рынков могла быть более сильной, однако инвесторы понимают, что в среднесрочной перспективе решение сократить кредитование китайской экономики может оказать позитивный эффект. «Долг китайской экономики растет и сейчас уже составляет 260% от ВВП. На примере кризиса 2008 года все помнят, что наиболее серьезные проблемы были у стран с большой долговой нагрузкой», — напоминает он.
Как считает Ярослав Лисоволик, китайская экономика остается в зоне внимания инвесторов. «Но этот риск уже был частично реализован в падении стоимости акций в начале года, и поэтому сейчас индексы почти не реагируют», — поясняет он. По мнению Лисоволика, более важным для инвесторов является ожидание дальнейшего повышения ставки ФРС. «Это может произойти, но если в США будет наблюдаться замедление экономического роста, то это решение может быть отложено на вторую половину 2016 года», — говорит эксперт.
Что будет дальше?
«Американские игроки, похоже, настроились на возобновление роста. По этой причине тем более шокирующим выглядит 5-процентный обвал на китайском рынке акций сегодня утром», — пишет в своем обзоре аналитик ВТБ24 Станислав Клещев. Он полагает, что Китай вновь становится дестабилизирующим фактором для глобальных рынков, несколько забывших о нем в последние две недели.
«Публикация февральских PMI (индекса деловой активности) на следующей неделе способна спровоцировать новую волну озабоченности текущим состоянием китайской экономики и пассивностью властей по приданию последней дополнительного стимулирования. Возобновление агрессивных продаж на рынке акций — недобрый предвестник этого», — заключает аналитик.
Правила комментирования
comments powered by Disqus