90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таджикистан: Как спасти сомони?

29.02.2016 15:41

Экономика

Таджикистан: Как спасти сомони?

О том, какие меры и решения правительства могли бы содействовать смягчению воздействия экономического кризиса на экономику страны и почему вступление Таджикистана в ЕАЭС будет иметь положительное воздействие, рассказывает профессор Ходжимухаммад Умаров.

В Таджикистане в последнее время предпринимаются активные действия по смягчению тенденции к снижению курса национальной валюты. Но меры Нацбанка носят сугубо монетарный характер. Они, конечно, способны дать эффект небольшого сдерживания процесса. Но остановить процесс в целом не в состоянии, поскольку коренные причины падения курса сомони по-прежнему действуют, и их устранение не во власти банковских структур.

Хотя возникшие проблемы могут быть в значительной степени преодолены при соответствующих решениях правительства. Речь идет о тех решениях, которые направлены на минимизацию воздействия мирового и регионального финансово-экономических кризисов на экономику Таджикистана и, соответственно, на изменение курса национальной валюты.

Сразу замечу, что последствия таких решений могут носить краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. Поэтому даже с учетом их принятия в течение ближайшего времени не представляется возможным преодоление той тенденции к снижению курса национальной валюты, которая продолжается уже длительное время.

Вступление в ЕЭАС

Одной из таких мер, которые бы помогли преодолеть воздействие кризиса, является вступление Таджикистана в Евразийский экономический союз. Такое решение коренным образом изменит ситуацию с денежными переводами трудовых мигрантов. В течение двух-трех месяцев после вхождения в ЕАЭС процесс сокращения абсолютных сумм переводов полностью приостановится. Через некоторое время их доходы будут расти, о чем свидетельствуют данные о динамике денежных переводов кыргызских мигрантов после вступления Кыргызстана в этот Союз. Все таджикские мигранты будут пользоваться легальным режимом и медицинской страховкой. Ограничения в отношении их допуска к отдельным видам экономической деятельности будут сняты. Молодые трудовые мигранты смогут приобрести квалификацию через систему профессионально-технического образования России, Казахстана и других стран - членов ЕАЭС. Отмеченные мероприятия в краткосрочный период, безусловно, будут способствовать трансформации динамики денежных переводов в обратную сторону, и это может иметь место даже в условиях продолжения выше названных финансово-экономических кризисов.

В плане динамики денежных переводов трудовых мигрантов, вхождение Таджикистана в ЕАЭС может дать серьезный толчок к быстрому увеличению численности последних, если на взаимной основе будут приняты меры по территориальной локализации и концентрации данного контингента работников в России. Целый ряд областей РФ, отличающихся богатыми биоклиматическими условиями (Астраханская, Оренбургская, Курганская и др.), являются трудодефицитными. В особенности их сельские территории. Таджикские мигранты, обладая достаточным опытом в садоводстве, овощеводстве и выращивании бахчевых культур, могли бы внести решающий вклад в увеличение обеспеченности этой страны соответствующими продуктами, одновременно заметно увеличив масштабы денежных переводов на свою родину. Ежегодные денежные переводы в сумме не менее 5 млрд долл. (как это было в 2013 г.), на мой взгляд, обеспечат устойчивость курса валюты и равновесие на денежном рынке.

Денег должно быть достаточно

В условиях Таджикистана необходимо принципиально отказаться от монетарной политики сжатия денег. В нынешнем случае необходимость достижения равновесного денежного рынка требует либо увеличения масштабов иностранной, либо сокращения объёмов национальной валюты. Отсутствие сомони в большинстве банкоматов, по всей вероятности, является свидетельством того, что политика сжатия денег претворяется в жизнь. Это неверный подход, если на самом деле идет его целенаправленное применение.

Что касается денежной интервенции, то она малоэффективна и может дать положительные результаты в течение небольшого периода времени. К тому же объемы валютных резервов страны не позволяют в течение короткого периода времени часто прибегать к такой интервенции. Переход к практике валютного коридора или фиксированного курса в нынешних условиях также, на мой взгляд, нецелесообразен. Практика фиксированного курса себя положительно показала в КНР, поскольку в этой стране действует диверсифицированная структура экономики. В условиях же стран с минерально-сырьевой структурой применение этих двух методов приводит к завышению курса национальной валюты. Опыт Казахстана с недавним применением практики валютного коридора является красноречивым свидетельством сказанного. Поэтому время от времени, чувствуя завышенность курса, отдельные государства (КНР, Индия) прибегают к практике «надувания пузырей» путем регулируемой (мягкой) девальвации.

Обязательный мониторинг

Коммерческие банки не должны забывать, что процессы экспансии кредитов и депозитов могут носить мультипликативный характер. Такая черта может быть достигнута, когда банки выполняют функции «творцов денег». В данном случае речь не идет о непосредственной эмиссии денег. Последняя может быть осуществлена по тем изменениям, которые будут возникать в соотношениях между товарными и денежными потоками. Но это будет итоговым последствием.

Процесс же «создания денег» банками зависит от эффективности кредитного проектирования и соответствующего мониторинга использования кредитов. Если политика банка стимулирует займополучателей творчески подходить к разработке высокоэффективных проектов и их реализации, то и коэффициенты их отдачи могут быть очень высокими. Это в кризисных условиях прежде всего относится к краткосрочным кредитам. Задача эта в условиях иссякаемости первичных доходов в масштабе страны представляется многосложной, однако её успешное решение представляется возможным, если в таких условиях внимание банков будет сконцентрировано исключительно на высокоэффективных проектах, успешно прошедших экспертизу. Кредитная политика в этой связи должна подвергаться изменениям в соответствии с изменениями в философии кредитования. Особого внимания требует делегирование кредитных полномочий тем кредитным инспекторам, которые, проявляя творческий подход, способны добиться «взрывных» результатов от использования кредитных проектов. Это не снижает, а, наоборот, повышает значимость текущей работы по мониторингу и ревизии кредитов, определению рейтинга ссуд в целях повышения их качества.

В данном случае, т.е. в случае «создания денег» коммерческими банками, эмиссия денег не приводит к автоматическому повышению уровня цен, как утверждают сторонники количественной теории, а способствует, во-первых, повышению реальной покупательной силы денег, во-вторых - повышению уровня монетизации экономики, в-третьих - снижению нормы рефинансирования. Это требует огромной организаторской и просветительской работы Нацбанка страны в отношении повышения уровня подготовленности кредитных инспекторов (они нуждаются в периодических переаттестациях и прохождении краткосрочных курсов, посвященных увеличению эффективности использования кредитов), чтобы полностью исключить угрозу неквалифицированной оценки качества ссуд и формирования нездоровой структуры кредитного портфеля. Этим самым укрепляется монетарная база устойчивости курса национальной валюты.

Развитие импортозамещающих и экспортно ориентированных отраслей

Что касается мероприятий, имеющих среднесрочное и долгосрочное значение, то в реальных условиях Таджикистана первостепенную роль призвана сыграть приоритетность развития импортозамещающих и экспортно ориентированных отраслей. В настоящее время вредно ставить вопрос о первостепенности одного из двух этих приоритетов.

С большой уверенностью можно говорить, что быстрая национализация нескольких предприятий легкой промышленности, которые были приватизированы много лет назад и до сих пор на крайне низком уровне используют свои производственные мощности, с последующей их модернизацией к концу этого года может дать существенный прирост валовой продукции отрасли и заполнение соответствующих сегментов рынка дешевой продукцией. То же самое относится и ко многим предприятиям пищевой промышленности.

Что касается развития экспортно ориентированных отраслей, то лишь одна подотрасль сельского хозяйства уже сейчас располагает реальной возможностью экспортировать свою продукцию на сумму 50-75 млн долл., и это не хлопковое волокно. Речь идет о производстве плодоовощной продукции. Страна располагает потенциальными возможностями для доведения экспорта такой продукции до 1 млрд долл. в ближайшие 5-7 лет. В первом случае снижаются потребности в импорте, во-втором случае растут чистые валютные доходы. Только в таком случае, хотел бы напомнить уважаемому Нацбанку Таджикистана, становится возможным превалирование оптового сегмента валютного рынка над розничным, и то если денежные переводы трудовых мигрантов останутся на нынешнем уровне.

Могучая сырьевая база

Вышеотмеченные мероприятия, с одной стороны, ведут к снижению уровня долларизации экономики, с другой стороны - к быстрому росту золотовалютных резервов страны. Оба результата сопряжены с укреплением курса национальной валюты. Ускоренное восстановление и развитие импортозамещающих отраслей позволяет постепенно переориентировать валютные потоки, которые поступают от внешних трудовых мигрантов, на расширение масштабов отечественного производственного сектора, вместо модернизации китайской промышленности.

Многие отрасли промышленности располагают могучей сырьевой базой в самой стране. Почти вся обувь страна импортирует, в то время как более 1 млн шкур мелкого и 250 тыс. крупного рогатого скота ежегодно выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Таджикистан имеет потенциальную возможность полного обеспечения своего населения обувью и другими кожевенными изделиями за счет собственного производства. То же самое относится и к шелковой, хлопчатобумажной одежде, трикотажным и шерстяным изделиям. Страна располагает огромными ресурсами для развития пищевой и фармацевтической промышленности, реализации оптимальных возможностей и по замещению импорта, и по увеличению экспорта. Это, в частности, относится к плодоовощной, винодельческой, молочной и сыродельной продукции, производству гомеопатических лекарств. Отмеченные мероприятия могут оказать положительное воздействие на динамику и устойчивость курса национальной валюты в среднесрочный и долгосрочный периоды (до 15 лет).

Вернуть деньги из офшоров

Есть еще одна возможность стабилизации курса национальной валюты. Это возвращение денег, которые держатся резидентами в офшорных зонах. Для этого необходима решительная воля правительства и Национального банка. Их возвращение уже сейчас может приостановить снижение курса национальной валюты, служить важнейшим источником инвестирования экономики. В таком случае строительство энергетических объектов не будет нуждаться во внешних инвестициях. Одновременно нужно принять действенные меры для прекращения утечки капитала из Таджикистана, включая применение строгих мер наказания виновных. Вопрос возвращения офшорных денежных средств, так же как и прекращения утечки капитала необходимо рассматривать в контексте укрепления не только экономической, но и национальной безопасности.

Большинство мер по торможению девальвации, которые ныне предпринимаются, могут привести к смягчению снижения курса национальной валюты. Однако они чреваты искусственным завышением ее курса, что влечет за собой целый ряд отрицательных последствий, которые выше были рассмотрены.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://news.tj/ru/news/kak-spasti-somoni

29.02.2016 15:41

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
300 000

машин зарегистрировано в Бишкеке на начало 2013 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30