Оценка развития российско-туркменских отношений указывает на то, что в условиях охлаждения двустороннего сотрудничества из-за газовых споров, руководство Москвы предпринимает попытки активизации партнерства с Ашхабадом. Этому может свидетельствовать визит главы МИД РФ С.Лаврова в Туркменистан, нацеленный на решение ряда вопросов.
Первое. Газовые проблемы.
Стороны договорились начать новый этап переговоров по решению данного вопроса с участием представителей правительств и руководств «Газпрома» и «Туркменгаза».
Справочно: в 2015 году «Газпром» снизил объем туркменского газа с 10 млрд. до 4 млрд. кубометров. С января т.г. «Газпром экспорт» уведомил «Туркменгаз» о прекращении закупок газа. Принять такое решение «Газпрома» вынудили определенные экономические предпосылки, связанные с прежней формулой ценообразования и убыточностью для российской стороны в новых реалиях.
Практически единственным импортером туркменского газа является Китай, поставки которому не совсем выгодны Ашхабаду, так как поступающее сырье засчитывается в погашение ранее выданных Туркменистану кредитов.
Падение цен на газ и нефть привели к еще большему ухудшению экономической конъюнктуры страны, что является серьезным фактором, способным повлиять на внутриполитическую стабильность в республике. Только в декабре 2015 года был введен лимит валютно-обменных операций для физических лиц на уровне 1 тыс. долларов в месяц.
Центробанк Туркменистана предписал банкам страны прекратить для населения конвертацию маната в иностранную валюту на наличном валютном рынке.
В данной ситуации туркменская сторона предпринимает следующие действия:
- поиск дополнительных сырьевых рынков, в частности, диверсификация углеводородного сырья на рынок Европейского Союза (ЕС) и азиатские страны;
- возобновление взаимодействия по проекту Прикаспийского газопровода, попытка реанимирования проекта «Nabucco» на фоне открытия газопровода «Восток-Запад». Однако, однозначных договоренностей по данному проекту еще нет и не предвидится в ближайшей перспективе;
- начало строительства газопровода ТАПИ, реализация которого, также находится под вопросом.
Этот проект поддержали США, заявив о готовности оказать воздушную поддержку в охране участка ТАПИ на афганской территории. Активная деятельность различных религиозно-экстремистских организаций на территории Афганистана превращает задачу по обеспечению безопасности данного проекта трудно выполнимой.
Поиск решений экономических проблем на фоне низкого социально-экономического положения в стране заставило руководство Туркменистана прийти к определенному консенсусу с российской стороной по газовым вопросам.
Второе. Решение проблем военной безопасности.
На переговорах, от предложенной Лавровым военной помощи, Ашхабад отказался по следующим причинам:
- в первую очередь, это станет нарушением принципов нейтралитета страны;
- руководство страны полагает, что справится самостоятельно с охраной границ;
- появление российских военных может стать показателем беспомощности властей.
Ашхабад опасается потери суверенитета, угрозу чего несет появление иностранных военных на территории республики.
Туркменистан, по оценке экспертов, является наиболее слабым звеном в системе безопасности Центральной Азии и охрана около 750 км границы с Афганистаном имеющимися ВС выглядит трудно решаемой задачей.
На саммите ОДКБ 21 декабря 2015 года Президент РК Н. Назарбаев озвучивал серьезное опасение с возможностью осложнения обстановки на туркменско-афганской госгранице. Однако, Ашгабад отвергает нестабильную обстановку на данном направлении.
Таким образом, достижением визита С. Лаврова стало то, что в ближайшей перспективе начнется новый этап переговоров о возможных параметрах покупки газа российской стороной. Планируется также вопрос о предоставлении Москвы Ашхабаду кредита в размере 10 млрд. рублей (около 126 млн. долларов США). Ожидается, что принятие окончательного решения по этим двум пунктам будет зависеть от личной встречи президентов В. Путина и Г. Бердымухамедова.
Правила комментирования
comments powered by Disqus