Исходя из событий минувшей недели, можно прийти к выводу о сохранении угрозы распространения экстремистских и террористических течений из Афганистана в страны Центральной Азии и Россию. Однако, несмотря на неудачу переговорной «четверки» (Афганистан, Пакистан, Китай и США), заключающейся в отсутствии действенных результатов, реальный уровень угрозы отнюдь не высокий. Кстати о переговорах.
В четверг, 3 марта 2016 года, пресс-секретарь МИД Исламской Республики Афганистан (ИРА) Хайрулла Азад заявил о завершении подготовительных мероприятий, которые заключались в разработке дорожной карты процесса примирения. Исламабад, в свою очередь, после того как озвучил наличие возможности повлиять на руководство талибов, предложил свою площадку для переговоров. Вместе с тем, пакистанская сторона отметила, что вести переговоры с талибами от имени Кабула не станет, так как это отрицательно скажется на перспективах примирения в ИРА. Сам же диалог афганских властей с талибами должен был начаться в первую неделю текущего месяца.
Однако, официальное заявление Талибана от 5 марта свело на нет все надежды заинтересованных в стабилизации Афганистана сторон. ИА «Пажвок» цитирует заявление талибов: «… Мы сообщаем, что мы никого не делегировали, и наше руководство не принимало решения об участии в переговорах». Аргументирует свое заявление руководство повстанцев тем, что выдвинутые ими ранее требования не выполнены. К слову, их выполнение стало бы нонсенсом в рамках истории борьбы с терроризмом, ведь Талибан требовал:
* вывода войск Международных сил содействия безопасности из Афганистана;
* исключения группировки из, так называемого, «черного списка» ООН;
* освобождения заключенных ранее боевиков.
Выдвинув перед мировым сообществом фактически невыполнимые требования, Талибан, по сути, заранее дал отказ переговорам. Конечно, на данный момент, в информационном пространстве иной раз появляются сообщения о том, что малые отряды талибов сдаются властям, выражая желание присоединиться к переговорам. Но стоит признать, что это ничто по сравнению с основной силой Талибана, традиционно активизирующейся в весенний период.
Тем не менее, ряд факторов все же свидетельствует об отсутствии вероятности попыток проникновения талибов через границу в страны центрально-азиатского региона и Россию. В первую очередь, речь идет о 201-й военной базе РФ в Таджикистане. Учитывая обновляющееся вооружение и боевую технику, российские войска представляют более чем серьезную угрозу любым бандформированиям. Более того, Москва активно поддерживает страны региона в деле повышения их собственного боевого потенциала, как в рамках Организации договора о коллективной безопасности, так и на двусторонней основе.
Кроме этого правительственные войска ИРА ведут активную борьбу с деструктивными силами. Причем речь идет не только о Талибане, но и о боевиках ДАИШ. В СМИ регулярно публикуется информация об уничтожении сил той или иной группировки, что, к слову, было бы невозможно без поддержки со стороны той же России или сил Запада. Например, на территории провинции Нангархар на днях завершилась серия операций зачистки. Как известно, в последнее время в провинции фиксируется повышенная активность боевиков ДАИШ, против которых и были направлены действия правительственных войск. Как итог, по данным ИА «Хаама Пресс» за 21 день было ликвидировано и ранено порядка 300 боевиков. Впрочем, судя по разным оценкам, всего в Нангархаре находиться от 1-й до 3-х тысяч боевиков ДАИШ.
К «успокаивающим» факторам, пусть и косвенно, но относятся и перспективы развития экономических отношений между Россией и Афганистаном. В частности, об этом свидетельствуют итоги состоявшегося визита в ИРА российской делегации, состоящей из представителей деловых кругов и госструктур. Официальные СМИ сообщают о достигнутых договоренностях сельскохозяйственном и энергетическом секторе. Сообщается также и о намерении российской стороны облегчить визовый режим и налогообложение для афганских предпринимателей.
Более того, Министр финансов Эклиль Хакими заявил о том, что Москва планирует придать выделенным Афганистану финансовым средствам статус «безвозмездной гуманитарной помощи», освободив тем самым Кабул от обязательств по их возвращению. Судя по разным оценкам, долг афганской стороны перед РФ в общей сложности составляет без малого 1 млрд. долларов. Представляется, что подобные сообщения в очередной раз говорят о конструктивизме, присущем руководству России в плане международного сотрудничества и содействию развития своих партнеров. Как и во многих странах того же центрально-азиатского региона, в Афганистане Москва делает ставку на внутреннее развитие: создание рабочих мест, повышение боевого потенциала правительственных сил, развитие бизнеса и, как следствие, экономики.
Таким образом, нет смысла говорить о потенциальной возможности прорыва талибов в Центральную Азию, чего все-таки нельзя сказать о боевиках ДАИШ – группировки, уже неоднократно продемонстрировавшей свою неадекватность и варварский характер действий, направленных на достижение преступных целей.
Правила комментирования
comments powered by Disqus