В мире сейчас идет активная борьба с допингом в спорте, громкие разоблачения и скандалы следуют один за другим. А как обстоит ситуация с допингом в Туркменистане?
Туркменистан — колыбель мирового спортивного движения. Так, во всяком случае, следует из выступлений туркменских чиновников, которые все чаще и чаще обращаются к теме спорта и гениальной роли Курбанкули Бердымухаммедова в его развитии и популяризации.
Причиной тому приближающиеся Азиатские игры в помещениях 2017 года в Ашхабаде — малоинтересное с точки зрения зрелищности, второсортное мероприятие, которое Олимпийскому совету Азии удалось подсунуть жаждущему мирового признания президенту Туркменистана.
5 миллиардов (!) долларов потратит Туркменистан на строительство «олимпийского городка», чтобы провести там 9-дневный турнир по не самым популярным (мягко говоря) видам спорта. Другого применения деньгам, которых у страны осталось немного, К. Бердымухаммедов не придумал. И не нашлось никого, кто сумел бы остановить одержимого лидера, не имеющего реального представления о том, что происходит в спортивном мире.
А в мире этом сейчас идет активная борьба с допингом, громкие разоблачения следуют один за другим. Нынешний год — олимпийский, никому не хочется испортить Олимпиаду в Рио-де-Жанейро допинговыми скандалами. А как обстоит ситуация с допингом в Туркменистане? Пусть туркменская команда на Олимпийских играх 2016 года будет традиционно малочисленной, но она там будет, и проверять делегатов страны победившей эпохи могущества и счастья будут наравне со всеми.
Туркменистан присоединился к Международной конвенции ЮНЕСКО по борьбе с допингом в спорте, Национальный олимпийский комитет и Национальный паралимпийский комитет Туркменистана подписали Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА, наконец, в 2015 году в Туркменистане был принят Закон «О физической культуре и спорте», где в общих словах говорится об обязательном допинговом контроле. По мнению чиновников, этого достаточно для того, чтобы причислить Туркменистан к передовикам борьбы за чистоту в спорте. Никакой практической работы в этом направлении не ведется.
Отдельной антидопинговой организации в Туркменистане нет, по закону проведением антидопинговых мероприятий и реализацией международного сотрудничества в сфере борьбы с допингом должен заниматься Государственный комитет Туркменистана по спорту. Учитывая, что полноценный контроль за использованием допинга и выявление нарушений в Туркменистане осуществлять невозможно из-за отсутствия лабораторий и квалифицированных специалистов, Госкомспорту остается работать над предотвращением нарушений антидопинговых правил и распространением информации о вреде для здоровья и прочих, в том числе и юридических, последствиях использования допинга. Разумеется, никому до этого нет дела. Как принято в Туркменистане, все ограничилось громкими декларациями, подписанием международных договоров с длинными красивыми названиями и проведением научно-практических конференций. А случаи применения туркменскими спортсменами допинга тщательно скрываются. Хотя справедливости ради следует отметить, что случаев этих до сих пор было немного.
Если говорить о дисквалификации атлетов из Туркменистана международными спортивными федерациями за применение допинга, то известно лишь несколько эпизодов в тяжелой, легкой атлетике и плавании. Мало — потому что считанное количество туркменских спортсменов участвует в международных соревнованиях, к которым привлечено повышенное внимание международных антидопинговых служб. А на национальном уровне нарушения не выявляются.
В настоящее время три туркменских спортсмена отбывают наказание за употребление допинга и пропустят Олимпийские игры-2016:
Хемра Нурмурадов (26 лет) — дисквалифицирован Международной федерацией плавания на 2 года за употребление запрещенного вещества нандролон. Проба была взята во время Чемпионата мира по плаванию на короткой воде 2014 года в Дохе (Катар). Срок дисквалификации истекает 3 декабря 2016 года.
Мухаммед Довранов (19 лет) — дисквалифицирован Международной федерацией тяжелой атлетики на 4 года за употребление запрещенного вещества метенолон. Проба взята во время Чемпионата Азии по тяжелой атлетике среди юниоров 2015 года в Дохе (Катар). Срок дисквалификации истекает 30 января 2019 года.
Умурбек Базарбаев (34 года) — временно отстранен от соревнований Международной федерацией тяжелой атлетики до вынесения окончательного вердикта за употребление запрещенного вещества местеролон. Проба взята во время Чемпионата мира по тяжелой атлетике 2015 года в Хьюстоне (США).
Также три спортсмена уже отбыли назначенное наказание:
Санджар Кадырбергенов (30 лет) — отбыл 2-хлетнюю дисквалификацию, наложенную Международной федерацией тяжелой атлетики в 2003 году. Проба взята во время Чемпионата мира по тяжелой атлетике 2003 года в Ванкувере (Канада). Срок дисквалификации истек 22 ноября 2005 года.
Руслан Рамазанов (29 лет) — отбыл 2-хлетнюю дисквалификацию, наложенную Международной федерацией тяжелой атлетики в 2010 году за употребление запрещенного вещества норандростерон. Проба взята во время Азиатских игр 2010 года в Гуаньчжоу (Китай). Срок дисквалификации истек 25 сентября 2012 года.
Елена Рябова (25 лет) — отбыла 2-хлетнюю дисквалификацию, наложенную Международной федерацией легкой атлетики в 2013 году за употребление запрещенного вещества дегидрохлорметилтестостерон. Проба взята во время Чемпионата мира по легкой атлетике 2013 года в Москве (Россия). Срок дисквалификации истек 22 августа 2015 года.
Ни одна из этих историй не была обнародована в Туркменистане. Неизвестно, были ли наказаны тренеры и медики, предложившие спортсменам принять допинг. Ведь не сам же юниор Мухаммед Довранов все это придумал, не сам добывал препараты, не сам делал себе внутривенные инъекции.
Скрывая отрицательные примеры, тот, от кого это зависит, лишает молодых спортсменов, их родителей и наставников возможности учится на чужих ошибках и вынуждает ошибаться самих. Неужели никому в окружении президента не хватает соображения и смелости, чтобы объяснить это своему шефу, который пусть и не разбирается в спорте, но с фармакологией должен быть знаком и должен понимать всю пагубность увлечения допингом?
Тем не менее, завершая тему, хочу сказать, что проблема допинга в спорте все же более актуальна там, где идет жестокая борьба за высокий спортивный результат, либо за большие деньги. К сожалению, ни к тому, ни к другому туркменский спорт сегодня не имеет отношения. Поэтому властям, в том числе спортивным, следует в первую очередь обратить внимание на проблему наркомании среди молодежи, прекратить заниматься очковтирательством и разбазаривать деньги на строительство спортивных сооружений, куда детей пускают только в качестве зрительской массовки. Спорт от этого только выиграет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus