Города у нас хорошие, а вот люди — не очень, считают мигранты-азиаты. Те, кто не готов терпеть нас, россиян, рвутся на родину. Остальные хотят вкусить плодов цивилизации и свободы.
Сумаляк — это такое праздничное блюдо из пророщенных пшеничных зерен. Готовится к празднику Навруз — Нового года по солнечному календарю. Если оказаться в каком-нибудь азиатском квартале-махалле, вам обязательно дадут его попробовать. А вот если пост Рамадан на дворе — поесть сразу и не мечтайте. Останетесь голодными до вечернего ифтара — разговения после молитвы. Сплошная экзотика? Да ничего подобного. Миллионы жителей Москвы и Подмосковья живут именно так. Просто нам знать это не особо интересно, а «им» все равно, знаем мы или нет.
В России — 10–12 миллионов мигрантов, подавляющее большинство которых — граждане стран СНГ. В основном, естественно, едут работать, а не осматривать достопримечательности. Статистике в этом вопросе верить можно с большим трудом, но тем не менее — на конец 2012 года разрешение на работу получили 1,1 миллиона иностранцев, примерно столько же запаслись патентами для работы у физлиц. Миллионы работают нелегально.
Основные поставщики мигрантов — Узбекистан, Украина и Таджикистан (2,3 млн, 1,4 млн и 1,1 млн соответственно). Много народу из Азербайджана, Казахстана, Киргизии.
Москва и Подмосковье — магнит для мигрантов, едва ли не треть легальных работников (а, значит, и нелегальных тоже) едут именно сюда. Популярны и другие крупные города.
Азиатская миграция в крупные города России, наверное, самый значимый этнический феномен в стране. И одновременно — самый неизученный. Украинские мигранты и русскоязычные переселенцы из Казахстана легко осваиваются в близкой по языку и культуре среде. Приезжие из Закавказья, опираясь на укоренившуюся здесь диаспору, тоже отлично встраиваются в местные экономику и социум.
Но вот с таджиками, узбеками, киргизами ситуация совсем другая. Российские горожане и азиатские гастарбайтеры живут в одних и тех же ареалах, но практически не пересекаются — такая вот параллельная реальность. Единственное, что знают москвичи и петербуржцы о них — «их» много, они работают на стройках и дворниками, время от времени кого-то грабят, насилуют и убивают. Интеллектуалы вспомнят «Манас» и Севару Назархан. Люди постарше — «Яллу» и Иссык-Куль. Можно еще сходить в узбекский ресторан и съесть адаптированного к Москве плова. Все.
Естественно, никакой азиатский мигрант не станет раскрывать душу перед «чужим», который к тому же не знает их языка. Именно потому мы, затевая наш проект, попросили поговорить с мигрантами «своих» — журналистов, социологов, а иногда и таких же рабочих на стройке. Итоги проекта показали — это было правильное решение.
Прочесть сотню страниц расшифровок разговоров с мигрантами из Средней Азии — не значит окончательно разобраться в устройстве их социума, психологии и прочем. Но кое-что действительно стало яснее. Что-то — поразило. Что-то — расстроило.
Прежде всего — сейчас я это знаю точно — менталитет и национальный характер действительно существуют. Ответы разных людей — несмотря на разницу в их жизненном опыте — оказались очень похожи. Да, у людей постарше сказывается советский бэкграунд: они помнят о Ленине, хотят посмотреть Мавзолей, с удовольствием вспоминают комсомольское и пионерское прошлое. Но, сталкиваясь с нынешними реалиями, довольно быстро настраиваются на новый лад. Немного заметна разница в образовании — люди, сидевшие на студенческой скамье, больше рефлексируют и пытаются отвечать на вечные вопросы. Естественно — безрезультатно.
Мигрантам-азиатам нравится местная природа, но не особенно нравятся люди: «В вас мало тепла. Такое ощущение, что все ненавидят друг друга»
Но это не так уж сильно сказывается на общем впечатлении. Ответы таджикских и узбекских мигрантов вообще похожи до уровня смешения. Киргизская диаспора немного другая — она существенно сильнее интегрирована в жизнь мегаполиса. Для справки: в столице уже есть практически сеть клубов и кафе, в которые ходят только киргизы. Да и гендерный баланс сказывается: в потоке киргизских трудовых мигрантов, в отличие от таджикских или узбекских, всегда было много женщин. А это значит — больше семей, совсем другой быт, активная — простите, борцы за чистоту нравов, — сексуальная жизнь.
Мигрантам-азиатам нравится местная природа, некоторым даже — представьте — по нраву московская погода. Они любят российские города. Но не особенно любят людей, живущих в них. «В вас мало тепла. Такое ощущение, что все ненавидят друг друга или по крайней мере не хотят видеть друг друга», — говорят они. Если мы так относимся к «своим», то чего же ждать «чужим»?
Контакты с госорганами в Москве — это ад, уверены азиаты. Не ждите пощады от агрессивного молодняка — еще одно правило выживания в России. Приезжие из других стран СНГ или регионов России — «злые волки», ненавидящие мигрантов из Азии. Но есть и исключение, считают они: «настоящие», коренные москвичи, спокойные, порядочные и уважительные. Да и вообще, если заслужить доверие русского, он кардинально поменяет отношение к вам. Так по крайней мере говорят выходцы из далеких кишлаков и аилов.
Азиатские дворники, грузчики, строители не особо хотят жениться на русских невестах. Мужа надо уважать, а русские женщины разучились это делать
О грехах своих соотечественников мигранты говорят редко, хотя особенно их и не скрывают — пьют те, развратничают и вообще занимаются всякими безобразиями: «Иногда некоторые приезжие такое творят, что хочется по башке надавать. Как говорят русские: не надо забывать, что мы в гостях».
Парадоксально, но азиатские дворники, грузчики, строители очень стремятся к гармонии. Поэтому и не особо хотят жениться на хваленых русских невестах: жену придется долго учить нормам восточного и — бери выше — исламского общежития. Лень. Мужа надо уважать, а русские женщины разучились это делать. А развлечься — коль есть желание — можно с неприхотливыми мигрантками из Украины, Молдавии или самыми невостребованными местными жительницами. Хотя браков по любви тоже никто не отменял — некоторые так и уезжают в кишлаки со смуглыми мужьями.
Секрет гармонии — а именно ее не видят в нашей жизни ребята-гастарбайтеры — до банальности прост. Семья и религия. Верь в бога и люби жену с детьми. Жена, правда, должна быть послушной, а дети — почтительными. Именно из-за детей, кстати, они переживают больше всего — боятся, что те забудут отца. И — возможно — станут «непочтительными». Из-за своих детей они — по крайней мере большая часть — мерзнут на стройках, вкалывают по 18 часов на заводах, возят по ночам пьяных, «бомбя» на раздолбанных ВАЗах.
Многие азиаты готовы остаться в Москве: здесь, если работаешь, можно жить хорошо. В Азии же без родни делать нечего: у всех свои почтительные дети и заботливые родители. Большая часть, правда, рвется в свои кишлаки — только вот денег бы еще немного.
Мигранты из Азии не понимают, почему наши женщины не слушаются мужей, мужья пьют и не следят за женами, дети не уважают родителей, а все вместе — отошли от религии. Возможно, им даже нас жаль. Хотя бы потому, что мы никогда в жизни не попробуем здесь настоящую дыню и лепешку: «Нет вкуса у местных продуктов». И правда.
Мы поговорили с полутора десятками мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии — в этом нам помогли наши друзья из диаспор. Мы не брали интервью, не задавали формальных вопросов — просто беседовали. Результат мы превратили в «монологи» мигрантов на какие-то важные — как нам показалось — темы. Каждый монолог стал результатом нескольких разговоров. Так мы получили портрет «среднестатистического» мигранта. Мы понимаем несовершенство такой методики, но надеемся, что она поможет хоть немного понять, что чувствуют люди, которые живут и будут жить рядом с нами.
Источник: "Московские новости"
Правила комментирования
comments powered by Disqus