Возможности внешних заимствований ограничены нестабильной экономической ситуацией.
В условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры и негативных тенденций в национальных экономиках стран Центральной Азии происходит увеличение нагрузки на государственные бюджеты республик региона. В 2016 г. все они запланированы с дефицитом.
Согласно закону «О республиканском бюджете РК», принятому в конце 2015 г., бюджетный дефицит Казахстана достигнет 902,6 млрд тенге (2,6 млрд дол.) или 2% от прогнозируемого уровня ВВП против 1,6%, запланированных ранее. С увеличением бюджетной нагрузки столкнутся Узбекистан, где расходы превысят доходы бюджета на 2,2 трлн сумов (767 млн дол.), что соответствует 1% ВВП, и Киргизия (22,4 млрд сомов или 311 млн дол. и 4,5% ВВП). В Туркменистане т.н. «предельный уровень бюджетного дефицита» зафиксирован на уровне 2,4 млрд манатов (685,7 млн дол.). Формально чуть лучше ситуация в Таджикистане, где запланирован дефицит в 0,5% ВВП или 288,6 млн сомони (36 млн дол.).
Среди основных причин роста бюджетного дефицита выделяют экономический кризис в России, падение реальных доходов населения, снижение спроса на внутреннем рынке. На наполняемости бюджета существенно скажется сокращение поступлений от таможенных платежей и сборов в результате масштабного падения объемов импорта, вызванного девальвацией национальной валюты. Важную роль продолжит играть сохранение неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырьевых товаров (нефть, газ, металлы), которые составляют основу экспорта ЦА.
На этом фоне одним из наиболее широко применяемых методов решения проблемы несбалансированности государственных бюджетов выступает привлечение средств на мировых финансовых рынках. В ноябре 2015 г. Казахстан и Азиатский банк развития подписали соглашение о выделении республике займа в размере 1 млрд дол. сроком на 5 лет с трехлетним льготным периодом для погашения бюджетного дефицита. Киргизия планирует привлечь в 2016 г. средства от международных институтов для решения экономических проблем, включая финансирование бюджетных расходов. Всего республикой предусмотрено поступление 83,88 млн дол., из которых больше половины придется на кредиты. Дефицит государственного бюджета Таджикистана в 2016 г. также предполагается покрыть за счет привлечения льготных заимствований от международных финансовых институтов.
Тем не менее, возможности государств ЦА по привлечению внешних заимствований ограничены нестабильной экономической ситуацией, ростом государственного внешнего долга и высокими требованиями западных институтов к реформированию национальных экономик. На этом фоне растет привлекательность классических способов покрытия бюджетного дефицита за счет внутренних источников через снижение расходной или увеличение доходной части бюджета.
Пока среднеазиатские правительства воздерживаются от масштабного урезания социальных расходов, принимая во внимание то обстоятельство, что это неизбежно приведет к обострению напряженности в обществе и окажет дополнительное негативное воздействие на внутренний спрос.
В связи с этим усилия властей сосредоточены на втором направлении: увеличении доходной части бюджета. Для достижения поставленной цели государства используют различные методы. Во-первых, все страны региона в 2015 г. провели масштабную девальвацию, которая, оказывая негативное влияние на объемы импорта, одновременно увеличила поступления от экспорта в национальных валютах, компенсируя падение рынков сырьевых товаров.
Во-вторых, в конце прошлого года ряд государств, включая Казахстан, Таджикистан и Узбекистан приняли программу приватизации на 2016 г. В комплексном плане приватизации на 2016-2020 гг. Республики Казахстан зафиксирован список из 780 предприятий различных форм собственности, включая такие компании, как «Эйр Астана» (авиаперевозчик), «Қазақстан Темiр Жолы» (железные дороги) и «Казатомпром» (добыча урана). Узбекская программа приватизации предусматривает переход в частную собственность около 1250 предприятий и объектов. Таджикистан продолжает программу, принятую в 2014 г. на трехлетний период, в рамках которой запланирована реализация государственных пакетов акций в 59 акционерных обществах. Приватизацию как способ покрытия бюджетного дефицита рассматривает и правительство Туркменистана.
Распродажа государственных активов теоретически должна повысить эффективность бизнеса и привлечь иностранный капитал. Однако претворение в жизнь данной концепции на практике осложняется низким спросом со стороны зарубежных инвесторов. Например, в Казахстане в 2015 г. было продано только 54% объектов, выставленных на торги по программе государственной приватизации.
Проблему несбалансированности госбюджетов пытаются решать и через стимулирование налоговых поступлений. Киргизия, скажем, планирует отказаться на три года от налоговых проверок тех компаний, которые включены в список лучших налогоплательщиков страны и получили соответствующие сертификаты. Казахстан с сентября 2014 г. запустил т.н. амнистию капитала (продлена на 2016 г.) с целью деофшоризации экономики и возращения налогоплательщиков в национальную юрисдикцию. Результаты кампании на сегодняшний день достаточно скромные: легализовано 305 млрд тенге, с которых в казну уплачено 3,2 млрд (около 9 млн дол.).
Таким образом, государства Центральной Азии активно ищут источники покрытия своих бюджетных дефицитов, стремясь адаптироваться к новой реальности. Сейчас рано говорить о том, что бюджетные проблемы угрожают макроэкономической стабильности республик региона. Однако тот факт, что теперь их испытывают в т.ч. такие экспортоориентированные страны, как Казахстан и Туркмения говорит о том, что текущий экономический кризис приобретает все более затяжной характер.
Правила комментирования
comments powered by Disqus