Вернувшись на днях в Москву после почти недельного отсутствия, услышал о «позитивных» сигналах, идущих прямо из Кремля. Такой радостью поделился со мной хороший товарищ, считающийся осведомленным и тонким наблюдателем того, как делается российская политика.
— Во-первых, — сказал он, загибая пальцы, — в Думе был отклонен новый закон, ужесточающий наказание за оскорбление религиозных чувств.
— Пустячок, а приятно, — говорю, — значит, сигнал получили нужный из Кремля, уже отработали достаточно, могут передохнуть…
— Во-вторых, Путин встретился с Медведевым.
Тут уже я удивился. Это действительно новость, давно такого не было.
— Да, — важно отвечает товарищ, — президент дал понять: правительство рано в отставку отправлять, несвоевременно…
— Ну а третья новость?
— Решили замириться с американцами.
— Это ты о скромном обмене списками невъездных, они нам всего 18 человек в «списке Магнитского», где нет важных персон из власти, и мы им симметрично?
— Не только, — солидно кивает головой товарищ. — Посмотри, как обосрались все, кто утверждал, что провальным окажется визит в Москву помощника Обамы по нацбезопасности Тома Данелона. Все было классно, Путин его принял лично, получил от него личное послание от Обамы, и очевидно, хорошее — мол, пора возвращаться к сотрудничеству.
И правда, помощник Путина по международным делам Юрий Ушаков (бывший российский посол в Вашингтоне) уже подтвердил обещание Путина «подхватить позитивные сигналы» в послании американского президента, охватывающие проблемы в военно-политической области, в том числе ПРО, и в торгово-экономической сфере.
Да и тут не было бы счастья, так несчастье помогло. Теракт в Бостоне, мгновенная реакция на него Путина, одним из первых пославшего телеграмму соболезнования президенту США, как это было после 11 сентября 2001-го…
Одним словом, устали пикироваться, пора договариваться.
Но вот беда — за эти месяцы столько ресурсов Кремлем было вброшено на розжиг антиамериканской истерии в России, что загасить ее будет сложно чрезвычайно, если вообще возможно. Да и есть ли реально стремление к этому, ведь не политикой наверху занимаются, а политтехнологиями. А снизу – сплошные фобии, старая ненависть ко всему чужому, западному, следовательно, враждебному, уже на уровне инстинктов. Маховик ненависти запущен мощный, остановить его будет сложно, даже если указание будет нужное спущено.
А если не будет?..
И тогда вопрос: как нужно понимать вчерашнее решение суда в Кирове отложить на неделю рассмотрение уголовного дела Алексея Навального? Ну ведь никому в голову не придет мысль, что какой-то провинциальный районный судья по собственному юридическому разумению, на свой человеческий страх и чиновничий риск отважится удовлетворить первый же иск адвоката подсудимого, заявившего, что ему предоставили слишком мало времени для ознакомления с делом. Да видели мы сотни подобных исков, и гораздо более весомых, которые отклонялись цинично и демонстративно, скажете вы, и будете правы.
Тогда в чем же дело?
Может быть, в том, что крайне несвоевременным выглядит сейчас этот процесс, уж больно очевиден его политический характер, уж слишком откровенен заказ, полученный на Навального и озвученный представителем Следственного комитета генералом Маркиным. Бывший журналист, а ныне преуспевающий ньюсмейкер, с удовольствием эпатирующий публику брезгливым небрежением презумпции невиновности, слишком явно дает понять, что Навальному придется посидеть, а предстоящий суд в Кирове призван лишь официально оформить это решение…
Процесс над Навальным сегодня перестает быть технологичным для российской власти. Он опоздал быть для Кремля полезным. Может быть, в этом дело?
Вот уж и с Обамой дело может наладиться — Путин с ним скоро в Лондоне увидится. Зачем ему новые унижения в Европе, и так зело натерпелся на днях в Германии и Нидерландах. Кто знает, не решено ли потихоньку сворачивать агрессивную риторику внутреннюю, выключить из сети думский «взбесившийся принтер», как-то повременить с судебным кейсом Навального? Но вот незадача — «Болотное дело» тем временем раскручивается, все новых людей выдергивают и сажают в СИЗО. Скоро первая годовщина событий 6 мая, на митинг в Москве выйдут многие, и это станет новым вызовом для Кремля.
А тем временем силовики и спецслужбы в России продолжают вести свою игру, глубоко залезая на политическое поле, не чураясь внутривидового перетягивания канатов. Не думаю, что это из Кремля не видно — вредоносность происходящего для него представляется очевидной.
Ощущение нестабильности, исходящее из России, пугает ее близких соседей. Непрогнозируемая турбулентность в Центральной Азии ввиду предстоящего вывода натовских контингентов из Афганистана видится все более зловещей. Путину в своей эмоциональной манере внушал это на днях Ислам Каримов. В Ташкенте, по всей видимости, несмотря на хлопанье дверьми на выходе из ОДКБ, очень рассчитывают на содействие Москвы в случае угроз узбекскому режиму.
А уже совсем скоро в Бишкеке саммиты ОДКБ (без Узбекистана) и ШОС (с Узбекистаном). Путину надо будет там выглядеть лидером, способным внушить элитам Центральной Азии, что действия России в процессе «2014 и далее» будут синхронизированы с США, и не увеличивать раздрай в регионе ввиду российско-американского соперничества за влияние. Однако поверить в искренность подобных намерений российской власти возможно будет не раньше, чем сменится внутренняя политика в России.
Автор: Аркадий Дубнов
Источник: "Новая газета"
Правила комментирования
comments powered by Disqus