Попытки Кыргызстана привлечь инвесторов путем продажи с аукциона лицензий на разработку рудников, начав со второго по величине золоторудного месторождения республики, натолкнулись на проблемы как спровоцированные самими властями, так и неподвластные их контролю.
Слабая экономика Кыргызстана отчаянно нуждается в инвестициях, а руководство страны стремится оставить в прошлом годы общественных беспорядков и волнений. Но у потенциальных инвесторов есть масса причин опасаться: в феврале правительство высказалось за расторжение существующего соглашения с крупнейшим инвестором республики, канадской золотодобывающей компанией. Ряд иностранных изыскательских компаний подверглись в последние годы нападениям со стороны местных жителей, считающих, что ничего не получают от разработки богатых природных ресурсов своей страны. А на этой неделе в течение двух дней имело место сильнейшее за 30 лет падение цен на золото, всполошившее всю золотодобывающую отрасль. Аналитики конъюнктуры рынка предсказывали падение цен на золото, но реальность превзошла самые мрачные прогнозы.
Предполагается, что месторождение Джеруй, запасы которого, по имеющимся оценкам, насчитывают 84 тонн золота, начнет все с чистого листа, просигнализировав, что Кыргызстан открыт для бизнеса. Кроме того, это должно стать прецедентом, способным стать примером для других месторождений золота и мрамора, которые, по словам представителей государственного агентства по геологии, могут быть выставлены на аукцион в этом году. Тендер с начальной ценой в 300 млн долларов стартовал 5 апреля; прием заявок заканчивается 10 мая.
Однако за несколько недель до объявления тендера по Джерую казахстанская частная акционерная компания обратилась в вашингтонский Международный центр по урегулированию инвестиционных споров с иском о возмещении 400 млн долларов. Алматинской компании Visor Holding прежде принадлежали 60 процентов акций в джеруйском совместном предприятии с правительством КР, но в конце 2010 года она лишилась лицензии, когда власти сочли, что компания не выполнила своих обязательств, сорвав сроки начала добычи.
Расположенное в Таласской области высокогорное месторождение известно еще со времен до обретения Кыргызстаном независимости в 1991 году, однако его разработка все откладывается и откладывается, а лицензия переходит из одних рук в другие. По мнению многих, связанные с прежними правительствами спекулянты ставили собственную наживу выше интересов страны, незаконно торгуя лицензией. С момента кровавого свержения президента Курманбека Бакиева в 2010 году по меньшей мере десяток чиновников госагентства по геологии, курирующего выдачу лицензий и проведение тендеров, включая главу ведомства, были арестованы по подозрению в злоупотреблениях при выдаче лицензий и коррупции.
Однако эти аресты нимало не успокаивают инвесторов, коим внушает обеспокоенность дефицит законности и правопорядка в стране, где правосудие, на взгляд многих, вершится в выборочном порядке.
Делая долгосрочные инвестиции, золотодобывающие компании желают быть уверенными в их стабильности. По словам представителей ряда добывающих компаний в Бишкеке, сложности, стоящие перед конкурсом по Джерую, характеризуют опасения, свойственные для отрасли в целом, начиная с непрозрачных механизмов регулирования.
По утверждению компании Visor, ею были потрачены десятки миллионов долларов на подготовку месторождения к добыче. Как поведал информагентству «Рейтер» один из представителей холдинга, лицензия постбакиевским правительством была «отобрана неправильно». Победитель тендера с большой долей вероятности столкнется с оспариванием своих прав собственности еще до того, как сможет приступить к освоению месторождения, добавил этот сотрудник компании.
На фоне этого конфликта некоторые депутаты кыргызского парламента опасаются, что тендер по Джерую приведет к негативным последствиям, еще больше подорвав возможности страны по привлечению инвестиций. «Как можно проводить тендер, когда дело Джеруя находится в арбитраже? Наше правительство сошло с ума», – считает независимый депутат Жогорку Кенеша Равшан Жеенбеков. Чиновник же госагентства по геологии отметает опасения, что поданный в арбитраж иск может негативно сказаться на тендере.
«Было время они [компания Visor] требовали 700 миллионов [долларов]. Было время они и 60 миллионов требовали. Эта сумма – 400 миллионов – она с потолка взята, – сказал EurasiaNet.org советник директора госагентства Кадырбек Какетаев. – Это может повлиять на конкурс, но совсем незначительно. Только инвесторов, у которых ограничены ресурсы, это может отпугнуть. Но на серьезно настроенных инвесторов это не повлияет. Действительно заинтересованные в получении прибыли не обратят внимания на это. Золото ведь на дороге не валяется».
Доверие к правительству уже пошатнулось в связи с длительной тяжбой с крупнейшим инвестором Кыргызстана, компанией Centerra Gold из Торонто, владеющей золоторудным месторождением Кумтор в Иссык-Кульской области. В январе госкомиссия под руководством министра экономики Темира Сариева наложила на Кумтор штраф в размере около 467 млн долларов за вред, наносимый окружающей среде, и порекомендовала расторгнуть действующее соглашение, подписанное в 2009 году. Парламент рекомендацию одобрил и дал правительству сроку до 1 июня обговорить новые условия.
Компания Centerra Gold, называющая наложенные штрафы «преувеличенными и необоснованными», пригрозила обратиться в арбитраж, заявив, что подписала соглашение в 2009 году с законным правительством Бакиева. Тем не менее стоимость акций компании на бирже упала почти на 70 процентов с того самого момента, как весной прошлого года некоторые депутаты завели разговор о национализации, заставив других инвесторов призадуматься.
Мнения в кыргызском обществе диаметрально разошлись по месторождению Кумтор, доля которого в хороший год составляла 12 процентов в ВВП и 50 процентов экспорта. Многие в республике считают, что страна не получает достаточно доходов от освоения месторождения. Другие говорят, что полемика вокруг контракта еще сильнее скажется на республике в отрицательную сторону, отпугнув инвесторов. Один видный бишкекский активист сравнил претензии властей по Кумтору с действиями большевиков: «За одной только разницей, что большевики не были такими коррумпированными».
В Кыргызстане имеется много золота. В целом госагентство по геологии выдало 164 лицензии на геологоразведочные работы. Однако по причине продолжающихся споров вокруг лицензий и сопротивления со стороны местных жителей лишь на трех месторождениях (Кумторе и еще двух меньших по размеру рудниках, разрабатываемых госкомпаниями) действительно ведется добыча золота.
По словам руководителя одной иностранной горнодобывающей компании в Бишкеке, постбакиевское правительство пытается ввести механизмы регулирования, но не в силах обеспечить защиту на периферии, где бандитствующие элементы на местах порой попирают центральную власть. «В государстве есть законы, но они не исполняются на практике», – подчеркивает он.
На взгляд этого руководителя, полагающего, что падение цен на золото тоже является сдерживающим фактором, шансы на успех конкурса по Джерую составляют 50 на 50, и то если сделка будет заключена с холдингом Visor или с какой-нибудь богатенькой китайской компанией, планирующей свою деятельность на поколения вперед. «Кыргызстан сейчас считается еще более рискованным местом для инвестиций, чем год назад, – отмечает наш собеседник. – Джеруй станет тому свидетельством. Я очень удивлюсь, если какая-то из западных компаний пожелает участвовать в конкурсе».
Автор: Дэвид Триллинг
Источник: http://russian.eurasianet.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus