90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Бюджет Таджикистана в кризисный год: оптимизм и тенденции прошлых лет

31.03.2016 17:53

Экономика

Бюджет Таджикистана в кризисный год: оптимизм и тенденции прошлых лет

Планирование бюджета в кризисный период, когда замедляются темпы экономического роста, падает курс национальной валюты и снижаются доходы, – особо сложная задача. Специалисты МВФ еще в прошлом году предупреждали, что шоки текущего кризиса затянутся, поэтому Таджикистану необходимо подготовить реальный бюджет, рассмотрев все бюджетные расходы с точки зрения их рациональности, проводить взвешенную монетарную политику.

Очевидно, что в кризис госсредства необходимо экономить, причем так, чтобы удовлетворить первоочередные нужды страны и населения и не принести им вред от недофинансирования стратегических отраслей. Какими оказались особенности планирования доходов и распределения средств госбюджета текущего года?

Одной из антикризисных мер аналитики МВФ считают создание рабочих мест в промышленности, в отрасли которой необходимо вкладывать средства и, соответственно, получать отдачу в виде поступлений от них в бюджет. С этой точки зрения и попытаемся рассмотреть финансирование индустриальных сфер.

В последние годы наибольшие затраты в реальном секторе экономики идут на финансирование топливно-энергетического комплекса. В текущем году ТЭК получил 4 млрд 69 млн сомони, в том числе из госбюджета - 2 млрд 27 млн сомони, что на 34 млн больше, чем в прошлом году. Несомненно, что большая часть выделенных средств пойдет на строительство Рогунской ГЭС, что является чрезвычайно важным для страны проектом, однако не сулящим скорой выгоды, в ближайшие годы. Сдача первой очереди ГЭС намечена на 2018 г., а экономический эффект наступит намного позже.

Финансирование Рогунской ГЭС

Между тем на добычу и переработку полезных ископаемых, горнодобывающую промышленность и строительство выделено в текущем году всего лишь 121,15 млн сомони, что меньше финансирования прошлого, 2015 года на 9,4%. Отметим, что «экономия» на промышленных отраслях в последние годы превратилась в тенденцию, как видно из нижеприведенной таблицы. Из-за отсутствия данных по каждой отрасли невозможно понять, какая отрасль является наиболее обделенной, но можно утверждать, что это является общим минусом их развития.

Финансирование добычи и переработки полезных ископаемых, горнодобывающей промышленности и строительства

Соответственно, можно предположить, что новых рабочих мест в вышеназванных отраслях не предвидится. И вполне очевидно, что риторика госмужей относительно богатства таджикской земли полезными ископаемыми остается всего лишь словами, пока государство обделяет финансированием их добычу и переработку.

Между тем на «прочие расходы, не классифицированные по отраслям экономики» выделено 1 млрд 587,3 млн. Эта статья расходов, как и в прошлые годы зашифрованная для общественности, выросла на 156,7 млн, или почти на 11%.

С большой долей вероятности можно предположить, что эти полтора миллиарда пойдут на нужды Таджикской химико-металлургической корпорации (ТХМК), ориентированной на переработку местного сырья для «ТАЛКО». Напомним, что ТХМК включает строящиеся с помощью Китая заводы: химический - по производству фторсолей и серной кислоты (в Яване), цементный (в Шаартузе) и обогатительный комбинат. По информации специалистов, на этих предприятиях будет создано около 1500 рабочих мест. Вот только большая часть этих предприятий не достроена и требует больших финансовых вложений, оборудования и квалифицированной рабочей силы. Отметим, что среди последней преобладают в настоящее время китайские специалисты. Поэтому таджикским мигрантам, сильно потерявшим в зарплате на просторах России, все же надо хорошо подумать, стоит ли им возвращаться на родину.

Между тем специалисты Всемирного банка уже давно рекомендуют правительству РТ осмотрительно подходить к финансированию крупных инвестиционных проектов, учитывая состояние бюджета, наступивший кризис и внешний долг страны. Однако похоже, что эта рекомендация остается без внимания разработчиков Госбюджета.

Есть один позитивный, в плане занятости населения, момент, который невозможно увидеть в доступном общественности варианте Госбюджета, но озвученный публично министром финансов А. Курбониёном в парламенте при обсуждении проекта Госбюджета. «На поддержку предпринимательства из госбюджета 2016 года предусмотрено выделить 120 млн сомони», - сказал он.

Откуда доходы?

Запланированные на 2016 г. общие доходы госбюджета нельзя назвать иначе, как оптимистическими, поскольку по всем видам поступлений предусмотрено немалое повышение. По сравнению с прошлым годом налоговые поступления должны увеличиться на 1 млрд 19 млн, а неналоговые – на 36,54 млн сомони.

Наибольший рост, по замыслу отечественных финансистов, должен обеспечить налог на прибыль, по которому запланировано увеличение дохода более чем в 2 раза: с 111,7 млн сомони до 240,25 млн.

На втором месте по приросту запланированных поступлений - налог на пользователей автодорог, который должен вырасти значительно, на 50,6 % - с 149,7 млн до 225,42 млн.

Изрядно - на 39% - должен возрасти налог за пользование природными ресурсами: с 43,45 до 60,45 млн сомони. Можно предположить, что это связано с появлением новых иностранных предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых Таджикистана.

Подоходного налога запланировано собрать 507,19 млн сомони, что на 49,53 млн больше по сравнению с прошлым годом (457,66 млн). Средств по этой статье могло быть и намного больше, если бы не внушительный список льготников, которые полностью освобождены от уплаты этого налога.

Объем прироста акцизов, то есть налога, устанавливаемого на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, должен составить 5%, или 356 млн против прошлогодних 338, 8 млн.

По сравнению с прошлым, 2015 годом поступления в республиканский бюджет от налога на добавленную стоимость (НДС) должны возрасти с 4411 млн до 4620 млн сомони. Сборы здесь могли бы быть намного выше, если бы одновременно законом не вводились многочисленные льготы для ряда государственных и частных предприятий.

Запланировано также повышенное, на 4,5%, поступление таможенных пошлин, которое должно достигнуть 684,67 млн против 655, 25 млн сомони. Однако и здесь не обошлось без «льготников».

Неналоговые доходы, то есть сборы от различных штрафов, сборов, пошлин в загсах, нотариатах, уплачиваемых населением, также должны увеличиться - с 956 млн до 994,15 млн сомони. При этом размер показателя для расчетов остался прежним - 40 сомони.

Есть и позитивный момент. В противовес прошлым годам, когда доля грантов для поддержки бюджета за счет международных финансовых организаций значительно сокращалась, в текущем году она увеличится более чем втрое, составив 348 млн сомони. Напомним, что в 2015 г. гранты составили всего 100 млн сомони.

По сообщению замминистра финансов РТ Джамшеда Каримзода, Таджикистан получил для поддержки бюджета 6 млн евро от Евросоюза и еще более существенные средства от Азиатского банка развития - $60 млн, включая грант в размере $53,4 млн и льготный кредит в объеме $6,6 млн.

За счет грантов и внешних кредитов планируется получить около 1,5 млрд сомони.

Кто в льготниках?..

В период затяжного кризиса удивляет запланированное, как и в предыдущие годы, снижение поступлений по отдельным строкам. Так, налог с продажи хлопка-волокна и алюминия первичного запланирован в размере 114 млн вместо 134,2 млн сомони в прошлом году. И это несмотря на официальные сообщения в СМИ о росте производства алюминия; ведь, по логике, прирост производства должен вызвать и надлежащее поступление налогов. Впрочем, это уже многолетняя тенденция, поскольку абсолютный размер доходов от этих отраслей снизился за последние годы почти на 17%. Между тем «ТАЛКО» является самым крупным экспортером Таджикистана.

В 2015 г., согласно расчетам Минфина, налоги с продажи хлопка-волокна и алюминия первичного составили всего 0,3% ВВП, что сопоставимо с налогом за недвижимое имущество, составляющим 0,4% ВВП. Следовательно, в текущем, 2016 году эти так называемые стратегические отрасли, обеспечивающие поступление в страну иностранной валюты, принесут в казну менее 0,2% ВВП. Подчеркнем, что эти две отрасли в стране называют стратегическими, обеспечивающими поступление в страну иностранной валюты.

Кроме того, статья 15 Закона РТ «О госбюджете РТ на 2016 г.» содержит 10 пунктов, вводящих льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), таможенной пошлине, налогу на прибыль, на недвижимое имущество, на пользователей автодорог, с владельцев автотранспортных средств.

В списке льготников – Таджикская железная дорога, СП «ТочИрон», АООТ «Теплоэлектроцентраль», строительство Национального театра, гостиницы «Исмоили Сомони» и 6 строящихся объектов учебных учреждений, а также ряд других предприятий и направлений деятельности.

По-прежнему имеет льготы по использованию «на себя» половины доходов, полученных в ходе деятельности, Агентство по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции. В этом году аналогичную преференцию получила и Служба связи при правительстве РТ.

Напомним, что в начале 2015 г. был принят План мероприятий правительства Таджикистана по минимизации рисков, связанных с надвигающимся мировым финансово-экономическим кризисом. Одним из пунктов этой антикризисной программы предписывается совершенствование порядка предоставления и использования налоговых и таможенных льгот. Депутаты МН МО также публично говорили на сессиях о том, что надо строже подходить к раздаче льгот ради финансовой стабильности страны. К сожалению, эта «традиция», вопреки вышеназванному плану и замечаниям депутатов, была сохранена при составлении госбюджета, в результате чего госбюджет недосчитается сотен миллионов сомони.

Увы, содержание статьи 15 Закона не демонстрирует заботы финансистов об увеличении доходов государственной казны. Между тем январь этого года продемонстрировал результаты планирования: поступления в госбюджет составили 87,7% от плановых показателей, недобор составил около 130 млн сомони.

…А на чем сэкономим?

В этом году финансирование здравоохранения из республиканского бюджета уменьшилось на 4,6%, или на 10,5 млн сомони, и составило 215,2 млн.

Общий объем расходов на здравоохранение в Таджикистане мал и составляет около 2,2% к ВВП, что является весьма низким показателем. Отметим, что в развитых странах объем финансирования сектора здравоохранения составляет 9-10% к ВВП.

Также снижены расходы республиканского бюджета на образование: выделено 554,68 млн против прошлогодних 612,2 млн сомони. Уменьшение на 57,5 млн, или на 9,3%. В целом расходы на образование составляют всего 5,4% к ВВП, что также недостаточно. В национальных программах развития Таджикистана отмечалось, что для минимального обеспечения развития образования с учетом демографического фактора доля расходов на образование должна составлять не менее 7% ВВП. Отметим, что нормативы других стран СНГ находятся на уровне 7 -10%.

Запланировано сократить на 8,7%, или на 42 млн сомони, расходы госбюджета на социальный блок. При этом расходы на соцзащиту и соцстрахование будут сохранены и даже немного, чуть более чем на 1%, увеличены и составят соответственно 35,34 млн и 268,7 млн сомони. А вот расходы этого блока на «другую деятельность» будут уменьшены до 133,56 млн сомони.

Значительно, сразу на 25,3%, снижены расходы на транспорт и коммуникации: с 171,9 до 128,42 млн сомони.

Еще трем отраслям: сельскому хозяйству, рыбоводству и охоте - выделено совместно 125 млн сомони. Это также традиционно низкие затраты.

Уже два года подряд (2014–2015 гг.) Минфин экономит на повышении зарплат и пенсий населению. И это несмотря на прежние планы властей, изложенные в официальном документе (Стратегия повышения уровня благосостояния населения Таджикистана (СПУБНТ) на 2013–2015 гг.), относительно ежегодного повышения зарплат и пенсий, доведения их до прожиточного минимума. Напомним, что согласно вышеназванным планам еще в 2014 г. размер минимальной зарплаты должен был достигнуть порядка 475 сомони вместо нынешних 250. Устные обещания высокопоставленных финансистов также остались неисполненными. Между тем средства для этого требовались относительно небольшие: порядка 330–400 млн сомони. Это составляло около половины расходов на культурно-массовые и оздоровительные мероприятия.

В кризисный год население Таджикистана, естественно, ожидает реальных мер социальной помощи, а не объяснений об экономических сложностях вместо них, как это происходило в предыдущие годы.

В январе глава государства Э. Рахмон в послании парламенту страны пообещал повышение зарплат, пенсий и стипендий, которое должно произойти в середине этого года, указав, что на это потребуется 1 млрд 323 млн сомони. Напомним, зарплата военнослужащих и работников правоохранительных органов будет повышена на 15%, сотрудников образовательных учреждений — на 20%. Пенсии в среднем будут повышены на 20%, стипендии студентов – на 30%, а минимальная зарплата — на 60%, т.е. с 250 до 400 сомони.

Кому добавят?

Увеличено, по сравнению с прошлым годом, финансирование государственных органов власти и управления, которое достигло 1 млрд 36 млн. Прибавка составит 115,3 млн, или 12,5%. Отметим, что здесь прирост средств достаточно велик, и он даже выше, чем в прошлом году. Видимо, прошлогоднее распоряжение Минфина об эффективном и целевом использовании бюджетных средств, которым бюджетным учреждениям и предприятиям было предписано воздержаться от непервоочередных расходов, уже забыто.

Также весомо увеличились планируемые расходы на культурно-массовые и оздоровительные мероприятия. В целом, с учетом затрат местных бюджетов, они «потянут» на 825,3 млн сомони, увеличившись на 88,8 млн сомони, или на 12%. На культуру и спорт запланировано потратить из госбюджета 288,7 млн сомони. В этот раздел входят затраты на СМИ, культурно-просветительские учреждения, мероприятия по физкультуре и спорту. Отметим, что это традиционно крупные суммы, намного превосходящие финансирование ЖКХ и реальных отраслей промышленности.

Казалось бы, что многие праздники и юбилеи уже проведены, множество стадионов построено; но, оказывается, на культуре и в кризисный год Минфин экономить не собирается. Между тем на мартовском заседании правительства страны президент РТ Э.Рахмон подчеркнул необходимость минимального расходования средств на проведение государственных мероприятий, затратных народных традиций и обрядов.

ЖКХ, экология, и лесное хозяйство получат «на троих» 85,8 млн сомони. Есть здесь значительное, на 38%, повышение, однако в абсолютном значении сумма остается небольшой. К тому же из-за «объединения» для общественности этих трех совершенно разных отраслей невозможно понять, где намечено улучшение финансирования.

Долги внутренние и внешние

Между тем, Госбюджетом 2016 г. предусмотрено финансирование погашения основного внешнего долга страны в сумме 818,38 млн сомони и 270,3 млн сомони на выплату процентных ставок. Расходы на обслуживание внутренних долгов составят еще 187,6 млн сомони. В целом, по информации министра финансов Абдусалома Курбониёна, прозвучавшей в парламенте, на эти цели потребуется более 1,3 млрд сомони.

Затраты на обслуживание внешнего долга растут неизменно, из года в год, и, по оценкам экономистов, выросли с 0,4% ВВП в год в 2008–2011 годах до 0,9% в 2012 г. В текущем году эти затраты составят 1,4% к ВВП.

Напомним, что общая сумма внешнего долга Таджикистана составляет около 2,1 млрд 122,4 млн долларов США. Эксперты Всемирного банка называют наличие госдолга одним из рисков госбюджета.

Дефицит госбюджета и местных бюджетов

Общий объем дефицита госбюджета 2016 г. установлен в размере 0,5% ВВП, или в сумме 288,6 млн сомони. Источниками покрытия дефицита бюджета, как и в прошлые годы, определены поступления: от приватизации и использования госсобственности, от реализации казначейских векселей, за счёт депозитов республиканского бюджета и перевыполнения плана доходов бюджета, за счет кредитов (грантов) от международных финансовых организаций и Евразийского фонда стабилизации и развития. Отметим, что пункт о «перевыполнении плана доходов бюджета» кажется иллюзорным.

Местные бюджеты страны также по большей части являются дефицитными. Напомним, что к местным бюджетам относятся областные, городские и районные бюджеты административных регионов страны. В Таджикистане имеются 3 области, 5 городов, включая столицу, и 13 районов республиканского подчинения (РРП), финансируемых напрямую из госбюджета. Согдийская область, Душанбе и несколько других городов и районов страны являются финансово самодостаточными, то есть их доходы равны расходам или даже превышают их. Их число в нынешнем году пополнил г.Турсунзаде, который еще в прошлом году имел дотацию.

Две другие области - ГБАО и Хатлонская область, а также 8 РРП не в состоянии обеспечить себя необходимыми средствами и получают финансовую помощь в виде субвенций из госбюджета. В бюджетах горных областей и районов (ГБАО, Рашт, Джиргаталь, Нурабад, Тавильдара, Таджикабад) субвенции составляют от 72% до 84% бюджета.

Доходы местных бюджетов в 2016 г. (с учётом республиканских субвенций) составят 4 963,46 млн сомони, расходы - 4 972,6 млн сомони. Дефицит местных бюджетов, даже с учетом субвенций, составит 9,09 млн сомони. Покрыть этот дефицит намечено за счет перевыполнения доходов и свободных средств, образовавшихся на начало года.

Бюджет без прозрачности

Текст Закона РТ «О Государственном бюджете РТ на 2016 год», доступный для общественности, как и в прошлые годы, чрезвычайно краток и не содержит многих данных, интересующих общественность.

Так, данные по финансированию верхней и нижней палат парламента, Верховного суда, Генпрокуратуры, ЦИК по выборам и референдумам РТ, отдельных министерств и ведомств недоступны рядовым жителям. По-прежнему 2-3 различные отрасли хозяйства (по доходам и расходам) почему-то объединены в одной строке финансирования. В каждом разделе финансирования крупные суммы - в десятки и сотни миллионов - обозначены как «другая деятельность», «прочие услуги», «прочая экономическая деятельность».

Между тем в Плане мероприятий правительства Таджикистана по минимизации рисков, связанных с надвигающимся мировым финансово-экономическим кризисом, одним из блоков является обеспечение эффективности и прозрачности государственного сектора. Этот раздел весьма важен для исполнения Госбюджета, однако сдвигов в доступности информации по многим разделам госбюджета так и не произошло.

Напомним, что Таджикистан в Индексе открытости бюджета в 2012 году занял последнее место даже среди соседних стран - Киргизии, Казахстана, а также Монголии, Азербайджана, Грузии, России и Украины, не говоря уже о развитых странах.

5 лет назад национальной программой СПБУ отмечались «непрозрачность бюджетного планирования и слабое соответствие бюджета национальным приоритетам, административные препятствия и слабое вовлечение потенциала гражданского общества и бизнеса в процессы национального развития, бюджетного планирования». Были намечены и пути разрешения ситуации. Однако за прошедшее время мало что изменилось. Эта нерешенная задача становится еще более актуальной в период экономического кризиса.

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

31.03.2016 17:53

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Досалы Акпаралиевич Эсеналиев

Эсеналиев Досалы Акпаралиевич

руководитель Аппарата президента Кыргызстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
117

место занимает Кыргызстан по уровню развития инноваций

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30