Во время покойного Эшимканова я тоже писал в газете о языковом вопросе. Есть выражение: «Все дороги ведут в Рим». Так и сейчас: бросишь мысль или камень - все упирается в президента. Хотя по Основному закону мы являемся парламентской республикой, в действительности и полтика, и идеология, и вообще все осуществляется президентом. Наш президент во время президентских выборов и позже в Москве (если не ошибаюсь по «Эхо Москвы») говорил о национализме и манкуртизме.
Что же произошло? Началось. Если не принимать во внимание русскоязычные газеты, то в парламенте депутат Коркмазов произносит речь, обвиняющую Ташиева в национализме. Если сам президент говорит нечто подобное, что остается парламенту?.. Депутат Урмат Аманбаева, поднявшая вопрос кыргызского языка, и затягивающий проблемные песни и продемонстрировавший как из киргиза стать кыргызом певец Тата Улан говорят, что их «объявляют националистами». Кто бы ни сказал этих слов в их адрес, это правильно. Я полностью поддерживаю это мнение и горжусь такими националистами. Вы поднимаете проблемы языка, потому что обладаете национализмом и национальной гордостью. Нет оснований, чтобы оправдываться от оценок «националист». Не могу забыть, как много лет назад Салижан Жигитов сказал, что мы как нация еще не сформировались. Я был задет этими словами, как это так? Сейчас не остается ничего, как согласиться с его словами.
Мы из-за отсутствия национальной гордости, национализма разделились на северных и южных. С того времени как наш первый президент придал русскому языку статус официального, разделились на киргизов и кыргызов. Это не пустые слова. Юг подвергся влиянию узбекского менталитета, и, похоже, большинство приняло такой образ жизни. Большинство северных кыргызов обучалось на русском языке, думает по-русски, отдает детей в русские детские сады. И откуда у нас появится национализм и национальная гордость? Когда поднимешь вопрос о языке - полно кыргызов, которые рабски утверждают, что без русского языка и русской нации мы давно мы превратились в скотину и жили бы в горах или превратились во второй Афганистан. Я подумал, что у таких кыргызов в семи поколениях встречались рабы. Говорят же, что кровь дает о себе знать и передается из поколения в поколение. Давно известно по надписям на камнях, что кыргызы имели свою письменность. История доказывает, что кыргызы создали свой каганат.
Чтобы не быть голословным, приведу примеры соседних наций. У казахов есть граничащая с Узбекистаном Чимкентская область. Большинство проживающих в области – узбеки, но все: узбеки, русские, татары, корейцы - говорят на казахском языке. Это свидетельствует о наличии у казахов национальной гордости и существовании казахской нации. Таджики тоже недавно приняли хороший закон по языку. Ну а национальной гордости и национализму узбеков кыргызы могут только позавидовать. Еще во времена Союза, несмотря на давление центра, в Ташкенте, не говоря уже об остальных городах Узбекистана, нельзя было купить хлеба, пока не попросишь на узбекском языке «нон бер». Для кыргызов это было волшебной сказкой. Вот это мы можем назвать национализмом и национальной гордостью. Эти три государства сильнее нас, потому что обладают национализмом и национальной гордостью. Казахи отняли у нас Каркыру, узбеки и таджики свободно заходят на нашу землю, захотят – побьют, захотят – уведут в плен.
«Ата-мекеновец» Эркин Алымбеков похвалил законопроект Урмат айым, а в конце сказал, что нужно подождать еще два-три года. Ему нет дела, что мы и так уже опоздали на 20 лет. Он говорит, что когда таджики и узбеки выезжают за границу, становятся людьми второго сорта. Как человек, часто бывающий за границей, позволю себе дать некоторую информацию господину депутату. Например, скажу, что у них нет цели и желания изучать русский язык. Но они не боятся работы и умеют трудиться, в любом случае будут зарабатывать больше, но никак не меньше кыргызов, говорящих хорошо по-русски и получивших российское гражданство. Поэтому легкомысленные представительницы кыргызских девушек и женщин уходят с ними.
Лидер партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев - отличный депутат, отличный законник, но он доказал свою несостоятельность как лидера нации тем, что заставил уйти в отставку господина Бабанова. Точнее, в то время должен был состояться саммит тюркоязычных государств, можно было уйти в отставку и после саммита. Этим Текебаев показал, что ставит свои личные интересы выше интересов нации и государства, поэтому не может являться лидером нации. Противостояние и несовпадение мнений двух Омурбеков или других политиков должны быть внутренним делом кыргызского народа. Надо оставлять в стороне разногласия и объединяться в единый кулак, когда приезжают друзья и противники, или наши едут к ним. Перед гостями следует скрыть недостатки, показать достоинства и мирно проводить их. Это тоже национальная гордость. Ну как же можно, как Текебаев, во время саммита объявлять: «Теперь Бабанов не может ничего подписывать»?
Недавно мы вспоминали вывод советских войск из Афганистана. Когда войска выводили, задали вопрос: установится ли мир в Афганистане с выводом советских войск. Кто-то ответил, что мира не стоит ждать, так как у афганцев нет национальной гордости и чувства национализма. Сказано точно. В ближайшие годы из Афганистана будут выведены войска НАТО. Даже я могу прогнозировать, что мир в этой стране не установится и после вывода войск, так как у них нет чувства национализма и патриотизма.
Люди говорят, что когда президенту принесли закон о языке, он даже не стал его открывать, а отодвинул, сказав, что не подпишет его. Нет оснований не доверять этим слухам, так как президент и до этого времени заявлял, что не подпишет его. По сравнению с ним глава правительства, несмотря на многочисленную критику в его адрес, показал наличие у него национальной гордости. В прошлом году приехавший к нам президент Монголии сказал: «Мы, монголы, до семи лет воспитываем детей как монголов. Я, сын чабана, учился в Гарварде, но гарвардское образование не может для меня превзойти воспитание и образование, полученное мною в детстве в Монголии».
Я националист… Я хочу, чтобы в общественных местах, общественном транспорте, в магазинах люди мне отвечали по-кыргызски, независимо от цвета кожи и национальности.
Автор: Данияр Бусурманалы
Источник: "Gezitter"
Правила комментирования
comments powered by Disqus