Россия внимательно наблюдает за действиями исламистов в Афганистане и за их приближением к границам Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Участились попытки прорыва групп боевиков в бывшие советские республики. Одномоментными краткосрочными мерами ситуацию вряд ли можно переломить. От всех стран Центральной Азии требуется понимание, что без коллективной защиты их южных рубежей с участием в какой-либо форме России угроза распространится на весь регион. Наименьшим из зол в этом случае будут миллионы беженцев.
Но страны региона, похоже, не склонны к эффективным коллективным действиям против внешней исламистской угрозы, прямо и косвенно провоцируемой Западом. Такие выводы напрашиваются по итогам недавней пресс-конференции спецпредставителя президента России по Афганистану Замира Кобулова и проведенного в Ашхабаде Совета командующих погранвойсками стран СНГ
Встреча не случайно состоялась именно в Ашхабаде: на афгано-туркменской границе резко участились военные столкновения, провоцируемые исламистами. Такая же ситуация на афгано-таджикской границе. Но как пояснил автору Замир Кобулов, разница в том, что Таджикистан входит в ОДКБ вместе с Россией, Киргизией, Казахстаном, Белоруссией и Арменией, Узбекистан недавно покинул организацию, а Туркменистан привержен своему статусу нейтралитета. Потому у исламистов и разыгрался аппетит в отношении этой страны. Что связано также с проектом газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия. В исходной точке "трубу" уже строят.
По данным спецпредставителя и других источников, запрещенное в России "Исламское государство" пытается вытеснять талибов из ряда районов Афганистана, особенно из тех, что соседствуют со странами Центральной Азии. Но как говорится, милые бранятся – только тешатся. И не исключено, что они будут действовать совместно. Что, собственно, и наблюдается на границах с означенными странами.
А вооруженные силы центральноазиатских республик могут и не сдержать натиска исламистских группировок. Тем более что у последних колоссальная финансовая подпитка, к ним поступает большое количество вооружения, боеприпасов. В их составе и весьма разветвленный разведывательный, а также пропагандистский аппарат, лозунги и другие "продукты" которого, как отмечает Замир Кобулов, находят отклик у ряда социальных и конфессиональных групп во всех странах Центральной Азии.
Судя по информации о настроениях в руководящих элитах ряда бывших советских республик, там считают так: пусть Россия поможет войсками, вооружениями, советниками, но не на постоянной основе, а в зависимости от конкретной ситуации. Проще говоря, нам предлагается работа "армии по вызову".
А другие страны ОДКБ, тем более не граничащие с Афганистаном, не горят желанием направить свои контингенты на границы южных стран Содружества, даже если начнется масштабный конфликт. Готовы разве что поддержать Москву разного рода заявлениями и, может быть, маневрами... При таких подходах о коллективной комплексной защите южных рубежей Центральной Азии говорить, конечно, не приходится.
Могут ли измениться эти настроения?
По официальным данным, "как сообщает пресс-служба Исполнительного комитета СНГ, члены совета (в Ашхабаде. – А.Б.) обсудили обстановку на участках внешних границ Центрально-Азиатского региона, тенденции ее развития и деятельность координационной службы СКПВ по реализации задач обеспечения пограничной безопасности на внешних границах стран Содружества. Проанализирован ход подготовки совместных специальных пограничных операций в 2016 году и намечен план их проведения на 2017-й..."
В любом случае совместные действия соответствующего характера предполагают единую правовую основу. Вероятно, при дальнейшем ухудшении ситуации на границах стран региона с Афганистаном могут быть некие изменения в нейтральном статусе того же Туркменистана и, возможно, возвращение Узбекистана в ОДКБ. Таким образом, появится основа для соглашения о коллективной безопасности в регионе или о совместной защите его границ.
Тому есть зарубежные примеры. Нейтралитет Дании, Бельгии, Голландии и Люксембурга никак не помешал их оккупации Германией в 1940 году. Так же, как и нейтральная Албания в 1939-м была захвачена Италией. В том же году нейтральная Литва была вынуждена передать Германии 90 процентов своего балтийского побережья вместе с Клайпедой...
Нелишне напомнить и о том, что именно западные державы похоронили предложенную Москвой Польше, Румынии и Литве систему коллективной безопасности – защиты от нацистской агрессии. Чем это закончилось, известно...
В афгано-центральноазиатско-российском контексте актуален исторический факт, как в октябре 1941-го Москва и Кабул договорились о совместных действиях, если потребуется, против эмигрантской (из СССР) и нацистской агентуры в Афганистане и об ее интернировании в этой стране. Что было поддержано союзниками по антигитлеровской коалиции и Ираном. Может, самое время и странам Центральной Азии коллективно предложить нечто подобное правительству Афганистана?
Кстати, характерна, как заметил Замир Кобулов, фактическая остановка сотрудничества России с США и НАТО по вопросам Афганистана. Проходят редкие неофициальные встречи, беседы, но не более.
Видимо, на Западе как минимум не озабочены выходом исламистов на те границы Афганистана, что сопредельны с Центральной Азией. Понятно: главное, как и прежде, в 1939-м – чтобы подальше от самого Запада...
Правила комментирования
comments powered by Disqus