Евразийский экономический союз признается одним из главных интеграционных формирований в регионе за последние годы. Существуют диаметрально разные мнения о назначении, современных целях и будущем этой организации. Кто-то говорит об исключительно экономической направленности ЕАЭС, другие определяют политическую составляющую объединения, одни отзываются позитивно о факторах общего рынка, критики видят трудности таможенного объединения.
В каждом из пяти государств-участников перед подписанием Договора об интеграции наблюдались самые активные дискуссии о целесообразности вступления в ЕАЭС. Действительно, наднациональная организация для участника несет позитивные факторы и, одновременно, обусловливает ряд рисков. Задачей государственных властей и наднациональных органов является нивелирование этих рисков, начиная с подготовительного этапа интеграции. Сегодня евразийская пятерка занимается решением именно этих вопросов. Однако вместе с тем, стороны рассматривают возможности расширения ЕАЭС.
На современном этапе одним из потенциальных новых участников международной организации является Таджикистан. О том, что возможности вступления в ЕАЭС существуют, неоднократно заявляли в Душанбе, равно как и заявляли о проведении тщательного анализа эффективности Евразийского союза и целесообразности интеграции Таджикистана. Существует мнение, что Республике Таджикистан не стоит спешить с интеграцией в ЕАЭС, что более чем справедливо. Для того чтобы вступление в любую международную организацию положительно повлияло на развитие таджикистанской экономики, власти страны должны провести анализ рисков такой интеграции. Уже после изучения возможностей объединения следуют либо процессы обсуждения преференций/поддержки вступления, либо отказ государства от интеграции.
В то же время, говоря о Таджикистане как о потенциальном участнике ЕАЭС, нельзя отрицать очевидного – государства Евразийского союза являются одними их стратегических экономических партнеров Душанбе. Уже две Республики центрально-азиатского региона Казахстан и Кыргызстан являются полноправными участниками объединения. Севернее находится Россия, с которой Таджикистан имеет теснейшие торгово-экономические связи по ряду исторических, географических и, наконец, экономических причин. Все это не отрицает необходимости развития сотрудничества Республики Таджикистан с другими государствами, в особенности с масштабной экономикой Китайской Народной Республики.
Душанбе демонстрирует активность в привлечении иностранных инвестиций из Китая, стран Персидского залива и государств Запада. Однако это не отрицает возможности дальнейшего торгового сближения с соседями – Кыргызстаном, Казахстаном и Россией. Эффективность открытых экономических границ доказана на примере первых лет функционирования Таможенного союза. Вместе с тем, к общему с соседями рынку нельзя относиться, как к безусловной выгоде.
Евразийский экономический союз представляет собой наднациональный инструмент, которым все же надо уметь пользоваться. Возможно, потенциал ЕАЭС в качестве инструмента для развития экономики Таджикистана будет раскрыт позднее (в том числе после преодоления кризисных явлений в экономиках постсоветского пространства). И в том, что сегодня никто не спешит, нет ничего плохого. Вряд ли окно интеграции закроется в будущем – все будет зависеть от решения евразийской пятерки и самих государств-кандидатов на вступление.
Правила комментирования
comments powered by Disqus