Взаимоотношения России и Узбекистана практически всегда зависели от множества факторов различного характера.
В зависимости от складывающейся ситуации эти отношения развивались скачкообразно от резкого подъема до глубокого спада, в том числе отражаясь на участии Ташкента в различных региональных организациях.
Так случилось в середине 2012 года, когда Узбекистан приостановил свое членство в ОДКБ. Что предшествовало этому?
Отпуская сложный переплетенный клубок противоречий финансово-экономического сегмента, рассмотрим отдельные аспекты обеспечения региональной безопасности.
В то время военно-политическая обстановка в центрально-азиатском регионе и вокруг него в целом имела позитивную тенденцию развития, отслеживался рост цен на природные ресурсы, налаживались отношения стран ЦА с ведущими государствами мира, Запад активно предлагал новые альтернативные модели сотрудничества в различных сферах. В этих условиях было принято решение о приостановлении ряда программ сотрудничества с Россией.
В дальнейшем Узбекистан начал укреплять военно-техническое сотрудничество с другими ведущими государствами мира, участвуя в различных программах, взамен получая финансовые средства на закупку имущества, автомобильной и спецтехники для нужд своих силовых структур и обучение командного состава и технического персонала.
В определенных русскоязычных аналитических кругах заговорили о возможном вторичном предоставлении США военной авиабазы Ханабад (Карши), которая активно использовалась коалиционными силами в 2001-2005 годах для обеспечения операции «Несгибаемая свобода» в Афганистане.
Именно оказанное сильное давление со стороны России и Китая не позволили США вновь обосноваться на аэродроме Карши.
В течение последующего времени события развивались стремительно и не всегда благоприятно для региональной безопасности.
При этом наиболее серьезную угрозу для региона начало представлять ИГИЛ (ДАИШ), взращенное на финансах радикальных кругов Ближнего Востока и центров силы Запада, прежде всего США и их союзников по антисирийской коалиции.
Для террористов не существует различие по национальному или религиозному признаку. Существует единственное правило – кто не с нами, тот против нас, значит должен быть уничтожен!
В условиях сохранения внутренних источников вызовов и угроз национальной безопасности и дальнейшей эскалации обстановки вокруг страны, Узбекистан вынужден искать помощи извне.
Однако Запад ставит жесткие требования по соблюдению «прав человека» по западному образцу и обеспечению открытости общества (Грузия, Киргизия, Украина). К чему это привело?
Ташкент осознал, что без поддержки РФ ни одна страна ЦА в одиночку не выстоит против новейших вызовов и угроз региональной безопасности.
В этой связи в последнее время отмечается смещение активности внешнеполитического вектора в сторону России.
В свою очередь Москва сделала вид, что ничего не произошло и начала заново выстраивать линию взаимоотношений с Ташкентом в различных сферах с учетом новых внешнеполитических приоритетов и сделала широкий жест доброй воли.
Как сообщают СМИ, 25 марта 2016 года Госдума РФ ратифицировала межправительственное соглашение о списании Россией большей части государственного долга Узбекистану, по различным оценкам достигающего 800 миллионов долларов. Договоренность об этом была достигнута в 2014 году в ходе встречи глав двух государств.
В настоящее время отмечается возобновление переговоров между представителями бизнес-элиты, активность консультаций экспертов силовых структур и ведомств. Стороны достигли определенных успехов.
Предположительно, в ходе визита Президента И.Каримова в Москву в числе прочих могли быть рассмотрены некоторые вопросы обеспечения региональной безопасности и возможно, возобновление полноправного участия Ташкента в работе ОДКБ.
В целом, с большей долей вероятности можно утверждать, что в течение 2016 года может быть принято решение о восстановлении членства Узбекистана в ОДКБ с определенными оговорками.
Как говорил герой фильма «Белое солнце пустыни» товарищ Сухов – «Восток - дело тонкое, Петруха».
Правила комментирования
comments powered by Disqus