Из года в год отток рабочей силы из Кыргызстана не сокращается. Миграционные процессы вихрем закручивают маленькую республику и могут привести к тому, что вскоре в ней некому будет работать. О том, какими привилегиями пользуются кыргызстанские трудовые мигранты и с какими трудностями сталкиваются в поисках лучшей жизни на чужбине, в интервью ИА «24.kg» рассказала экс-министр труда, занятости и миграции Айгуль Рыскулова.
- Увечилось ли число граждан, выезжающих на заработки за пределы Кыргызстана?
- Выезд и возвращение в страну последние годы остаются стабильными. По данным Федеральной миграционной службы РФ, в 2012 году на миграционный учет встали 538 тысяч кыргызстанцев. Чтобы трудоустроиться в России, мигранты должны узаконить свое положение. По итогам прошлого года, эту процедуру прошли 190 тысяч граждан КР. Трудовую деятельность они могут осуществлять, заключив контракты с работодателями, получив приглашение на работу либо купив патент. Отсюда возникает резонный вопрос: в Россию въехали 538 тысяч кыргызстанцев, на учет встали 190 тысяч, а где остальные?
Миграция - это движение. Основная часть мигрантов получает разрешение на работу, потому что без него практически нельзя трудиться в РФ. Статистические данные о миграционных потоках всегда условные. Многие въезжают на несколько месяцев для торговли, кто-то получает фальшивые разрешения и находится в России, пока его не поймают. К сожалению, информацию о своих гражданах мы получаем по итогам года. Всего в РФ выезжает до 90 процентов кыргызстанских мигрантов. Последние 5 лет миграционная ситуация стабильная. Однако сейчас наступают другие времена в этом процессе, так как РФ занялась изменением законодательства, приняты законы о правовом положении иностранца, о миграционном учете, о сдаче экзамена на знание русского языка. Россия ужесточает миграционные положения. До того как КР вступит в Таможенный союз (к 2015 году), должны быть проведены серьезные переговоры - например, по русскому языку.
- Не станет ли экзамен по русскому языку, введенный в РФ, препятствием для мигрантов?
- Мы намерены поднимать этот вопрос для обсуждения с российской стороной. Кыргызстан - одна из немногих стран СНГ, где русский имеет статус официального. Окончив школу, граждане уже сдают экзамен по русскому языку. В этом плане мы должны получить преференции. На государственном уровне нужно провести переговоры. На базе Кыргызско-Славянского университета можно организовать сертификацию на знание языка. Это было бы поддержкой для мигрантов, потому что мы серьезно относимся к стратегическому партнерству с Россией.
Кроме того, нужно внедрять организованный набор рабочей силы. Однако есть другая сторона медали - какие условия выставят нам. Соглашения по реадмиссии и о статусе Федеральной миграционной службы еще не ратифицированы и не вступили в законную силу. К слову, Россия их ратифицировала, поэтому у нее есть к нам вопросы. Мы должны снять все барьеры, чтобы законно обмениваться трудовыми ресурсами. Немаловажную роль в миграционном процессе сыграет и вступление Кыргызстана в Таможенный союз. Если вопрос решится положительно и границы будут передвинуты, мы получим свободный въезд в Россию. Мигранты смогут беспрепятственно работать в соседних государствах без получения разрешения. Кыргызстанцы ринутся в страны ТС. Оценка этого процесса еще не проведена. Возможно падение уровня жизни. Не наступит ли коллапс рынка труда внутри страны? Семье, оставшейся без работы, нужно предусматривать дотации в республиканском бюджете. Начнется обнищание населения. После вступления в Таможенный союз необходимо создать специальный фонд, так как цены на продукты питания, первой необходимости вырастут.
- Несмотря на существующие риски, у Кыргызстана больше всего преференций. Если мы вступим в ТС, появятся ли новые?
- Появятся, если нам не выставят дополнительные условия, чего нельзя исключать. К примеру, регистрация. Процесс перемещения должен регламентироваться, чтобы не стать бесконтрольным.
Сравнивать наши привилегии с теми, которыми пользуются мигранты из соседних стран, не хотелось бы. Когда Казахстан разрешил нам находиться на своей территории 90 дней без регистрации, Узбекистан и Таджикистан попросили этого же. Им не смогли отказать. Есть этические аспекты, о которых не стоит забывать.
Последнее время все чаще говорят о въезде в зону Таможенного союза по заграничным паспортам. Руководство России понимает, что Кыргызстану тяжело обеспечить население документами. Ни для кого не секрет, какой паспортный кризис мы пережили. К 2015 году мы должны перейти от внутренних паспортов к заграничным. Многие мигранты выехали на заработки по ID-картам. У них могут возникнуть проблемы по передвижению. Нужно призывать граждан получать загранпаспорта. Кризиса сейчас нет.
- Вместе с тем в республике может начаться ажиотаж вокруг паспортизации, что на руку частной компании «Интел Линкс», персонифицирующей документы. Государство опять останется не у дел.
- Для человека не важно, кто изготавливает паспорт. Ему важно его получить в кратчайшие сроки. В марте персонификация загранпаспортов должна была перейти от «Интел Линкс» в ГП «Инфоком». Мне известно, что делаются попытки сохранить эту функцию за частной структурой, так как у государства не хватает потенциала. Это не так. В «Инфокоме» создан отличный центр по персонификации паспортов. В течение полугода успешно выпускаются ID-карты. С общегражданскими паспортами так же можно решить вопрос. Главное - политическая воля.
Что касается биометрических паспортов, то их можно вводить, если в ТС введут биометрию. Со временем Кыргызстан войдет в единое экономическое пространство. Если в рамках него будет принято решение вводить биометрические паспорта, то КР вынуждена будет приять эти условия. Действующие загранпаспорта соответствуют международным стандартам, поэтому говорить о биометрии рано.
- Почему КР не ратифицирует соглашение по реадмиссии? Что нас останавливает?
- Причин много. Реадмиссия - это возможность выдворения граждан другой страны. Раньше для этого нужно было дождаться судебного решения. Это долгий процесс. Подписав соглашение по реадмиссии, нарушителей можно выдворять без суда, по упрощенной системе. Кыргызстанские власти опасаются, что мигрантов начнут массово возвращать на родину за незначительные нарушения. Кроме того, они боятся, что финансовые обязанности будут возложены на нас. Также не разработан процесс выдворения граждан, следующих транзитом в ту страну, где такого соглашения нет.
Следует отметить, что в России есть «черный список» мигрантов из Кыргызстана. У нас есть доступ к этой базе данных, нужно просто по ней работать. Паспорт следует проверять еще на территории КР, а этого не делается.
- Увеличилось ли число нелегальных трудовых мигрантов из Китая?
- С Китаем действует визовый режим, без документов они не могут въехать. Конечно, по истечении срока действия визы наступает нерегулируемый процесс. Многие остаются в республике по гостевой или туристической визе. Пограничная служба заявляет о 100 тысячах китайцев, находящихся на заработках в КР. Однако никто не знает их точное число, так как это сведения о тех, кто пересек границу. Однако к ним нужно добавлять и транзитных граждан. В миграции нельзя доверять статистике.
В мае на пограничных пунктах будет внедрена новая система учета иностранцев, которой сейчас нет. Экономика Кыргызстана напрямую зависит от инвесторов. Они привлекают для работы своих специалистов. Мы не можем ограничить их пребывание. Чтобы сохранить рабочие места для местного населения, нужно определять наше долевое участие. В безвизовом режиме сложнее контролировать миграционный процесс.
- Недавно российский политик Владимир Жириновский довольно резко выступил по отношению к кыргызстанским мигрантам, заявив, что для них нужно закрыть границы. Не обострят ли такие выступления отношения между Россией и Кыргызстаном?
- Владимир Жириновский лучше остальных знает ментальность и жизнь Центральной Азии. Он негативно отзывается и о Чингизе Айтматове, говорит о закрытии границ, о передаче Иссык-Куля в ведение РФ. Это просто слова. Границы закрывать никто не намерен. Мигранты вкладывают в ВВП России 7-8 процентов, платят налоги. Нельзя называть их нахлебниками. Жириновский выступает не как политик. Он идет на поводу всеобщей истерии в России под лозунгом «понаехали». Он должен принести извинения кыргызскому народу. Мы бы могли рассматривать его слова как развлечение, но в этот раз он перешел допустимую грань. МИД КР должен отреагировать на его заявления.
Мы совместно проживаем больше века. Когда нам тяжело, кто нам помогает? Россия. Кыргызстан официально заявляет, что РФ является нашим стратегическим партнером. В республике проживают тысячи выходцев из России, но мы никогда не говорили ничего против них. Слова одного одиозного политика не разрушат отношения двух стран, но горечь оставляют.
- Существуют ли опасения, что в будущем Кыргызстан сам будет вынужден искать свободную рабочую силу?
- В Кыргызстане маленькое население. В 1991 году в Таджикистане и КР оно было одинаковое - по 4,5 миллиона человек. Сейчас в Таджикистане 8 миллионов граждан, у нас - чуть больше 5 миллионов. В связи с оттоком прогрессивной молодежи у нас могут возникнуть проблемы, потому что нам нужно компенсировать нехватку рабочей силы. Как ни парадоксально, но мы будем вынуждены привлекать иностранных специалистов. Уже сейчас нужно ориентировать систему образования на специалистов в гидроэнергетической и горнодобывающей отраслях. Иначе опасения, что мы потеряем человеческие ресурсы, велики.
Источник: ИА 24.kg
Правила комментирования
comments powered by Disqus