Сейчас кризис, и правительство отчаянно ищет деньги как на текущие нужды, так и на инвестиционные проекты.
Потому что инвестиции - они, как бензин, без которого ни советского еще выпуска колымага, ни новенькая иномарка никуда не поедут. Однако бензин бензином, а конструкция авто, квалификация водителя и маршрут движения еще важнее. Иначе можно вот так и зациклиться: жечь все больше все более дорожающего и все более дефицитного бензина в гонке за… ним же.
Пример? Да хотя бы тот, о котором мы уже писали: наделали внешних долгов на $153,5 млрд., только обслуживание которых уже вынуло из нашей экономики $314 млрд., и еще $21,8 млрд. уйдет в нынешнем году (см. “О предчувствии дефолта и о чувстве долга...”, “Время” от 30.4.2016 г.).
А все почему?
Потому что поиск денег у нас априори ориентирован за рубеж - в родном отечестве их как бы нет. Хотя выпуск необходимых для экономических оборотов и экономического развития новых денежных объемов самое простое и выгодное производство на свете. Но в том-то и разница между развивающимися (как наша) экономиками и действительно развитыми - они, вторые, и взяли на себя мировое производство инвестиционных и кредитных денег, в том числе для таких, как мы, недоразвитых.
Почему мы сами не можем?
Тут два запрета.
Первый - он как бы ментально-процедурный. Все наши рыночно образованные руководители искренне уверены, что по-настоящему ценны только иностранные инвестиции и пополнять банки следует тоже из-за границы. Ну и правила МВФ тоже на это толкают.
А второй запрет посерьезнее. Это как “два в одном”: действительно отсутствующие у нас оборудование и технологии нам поставляют в упаковке иностранного же финансирования. Именно такой сдвоенный продукт и оформляется как иностранные инвестиции и заимствования, причем связь между ними прямая. Если мы посмотрим на структуру внешнего долга Казахстана и структуру инвестиций - они практически совпадут.
А теперь вглядитесь в диаграмму, по каким заемным направлениям распределились те самые $153,5 млрд.
Итак, если вы думали, что более других инвестировалась и, соответственно, накапливала внешние долги наша нефтянка, то ошибались. Она лишь на третьем месте ($12 млрд.). Больше чем в саму нефтедобычу вложено в системы отправки казахстанского сырья за границу ($14,9 млрд.).
А вот лидируют с громадным - $68,2 млрд. - отрывом… геологические изыскания. Вот так едва ли не половина (44,5 процента) внешнего долга Казахстана накоплена за получение товарищами иностранными буржуями сведений о запасах казахстанских недр!
Далее идут госуправление и оборона ($11,3 млрд.) - отчего бы не инвестировать и не одалживать такому государству?! Тем более что вслед за этим такая вкусная строчка: консультации материнскими компаниями казахстанских “дочек”, на что ушло $8,6 млрд. Супер у нас страна!
Следующая по величине ($8,4 млрд.) торговля - надо же кроме экспорта сырья поддерживать и завоз иностранных товаров в Казахстан. Смежные с этим строительство и энергетика ($7,5 млрд.), и только потом обрабатывающая промышленность ($6,3 млрд.), в которой, кстати, металлургия тоже работает на экспорт.
Ну а далее… обрыв. На все прочее несоизмеримо меньше. Сельское хозяйство, например, почти не получая иностранного инвестирования, и задолжать-то толком не сумело - $0,27 млрд. А на образование, здравоохранение, науку, культуру, искусство и развлечения, вместе взятые, - всего $0,168 млрд. иностранного долга, соответственно, инвестициям.
Спрашиваете, что я хочу этим сказать? А вы еще раз вглядитесь в диаграмму и… наверняка сами поймете.
Правила комментирования
comments powered by Disqus