Бишкек пытается обойти запреты Астаны на поставку сельхозпродукции
Киргизия решила сама и на свои деньги строить биолаборатории, чтобы разморозить поставки своей продукции в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сейчас в республике лишь две организации – в Бишкеке и Оше, способные сертифицировать продукцию в соответствии со стандартами интеграционного объединения. Экспортеры, желающие отправить мясо, молоко, овощи и фрукты в ЕАЭС, вынуждены порой преодолевать сотни километров, чтобы получить необходимую документацию.
Первые два объекта модернизировались на деньги России. Строительство дополнительных лабораторий Киргизия надеялась оплатить из средств казахстанского гранта, но пока деньги в страну не поступили. Чтобы облегчить жизнь своим экспортерам, киргизские власти решили не ждать и вложить в проект собственные средства. На постройку еще пяти биолабораторий, по одной в каждом из областных центров, планируется изыскать около 46 млн долл.
Экспорт сельскохозяйственной продукции является одним из основных источников прибыли для большей части сельского населения республики. Вступление в ЕАЭС должно было помочь серьезно нарастить объемы поставок киргизского молока, мяса, фруктов и овощей в Россию и иные страны ЕАЭС. На практике получилось несколько иначе.
Объемы экспорта действительно увеличились – по некоторым позициям в десятки раз, однако не настолько, как этого хотели бы местные фермеры и скотоводы. Далеко не вся киргизская продукция оказалась необходимого качества. Мелкотоварное производство, отсутствие современной техники и технологий, сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка, острая нехватка квалифицированных агрономов, разгромленная за 25 лет система ветеринарии – все это привело к тому, что значительная часть продуктов питания не могла пройти сертификацию. Помимо этого свою роль сыграли препоны, чинимые на границе контролирующими органами. Несмотря на вступление в ЕАЭС, киргизские экспортеры по-прежнему жалуются на поборы на границах, а также попытки казахстанских властей воспрепятствовать поступлению киргизского экспорта.
Одним из наиболее больных вопросов сейчас является недавно введенный Астаной запрет на поставки из Киргизии картофеля. 4 мая казахстанские чиновники закрыли границу для киргизских корнеплодов, указывая на то, что с начала года в Казахстане было выявлено 79 случаев ввоза из Киргизии картофеля, зараженного карантинной золотистой нематодой. Астана обвинила Бишкек в непринятии мер. Киргизские власти обвинили Казахстан в протекционизме и пообещали, что «вопрос о ввозе картофеля в Казахстан из Киргизии скоро решится». Спустя три недели ситуация оставалась прежней.
По-прежнему неясным остается вопрос о снятии с киргизско-казахской границы ветеринарных постов. Теоретически после вхождения Киргизии в ЕАЭС посты должны были быть убраны, однако, ссылаясь на неутешительное состояние киргизской сельхозпродукции и системы сертификации, в ЕАЭС решили сохранить посты ветконтроля. Планировалось, что до августа 2016 года Бишкек наведет порядок и их уберут, однако сейчас местные чиновники говорят о том, что могут не успеть выполнить весь объем необходимых работ.
Программа реиндустриализации в Киргизии, которую планировалось начать при вступлении в ЕАЭС, если и реализуется, то слабо. Ключевым элементом, необходимым для создания производства, является доступ к стабильным поставкам дешевой электроэнергии. Сейчас Киргизия испытывает дефицит энергии, и в ближайшее время, судя по всему, он сохранится.
В январе 2016 года по инициативе киргизской стороны прекращена реализация киргизско-российского проекта по постройке Верхненарынского каскада ГЭС общей мощностью в 237 МВт. Инвесторы из Китая, Турции или иных стран, желающие вложить несколько миллиардов долларов в проект, вопреки обещаниям чиновников, так и не появились.
В марте этого года киргизские чиновники рассказали, что чешские бизнесмены готовы вложить 190 млн долл. в строительство 15 малых ГЭС суммарной мощностью в 158 МВт. Увы, в конце мая Министерство экономики Киргизии сообщило, что Чехия строить малые ГЭС в Киргизии не будет. Оказалось, что местные власти по неизвестным причинам приостановили подписание инвестиционного соглашения. Проект вынесен на конкурс.
Теперь киргизские власти надеются, что в строительство малых и средних ГЭС согласятся вложить деньги инвесторы из Южной Кореи и Турции. Для первых киргизские власти провели в Сеуле семинар об инвестиционных возможностях республики. Вторых накануне, 31 мая, уговаривал спикер киргизского парламента Чыныбая Турсунбеков. Его аргументы общественности не известны.
Примечательно, что в обоих случаях о конкретике речь не идет. Информация об интересе к вложению средств в киргизскую энергетику поступает исключительно от киргизских пресс-служб, потенциальные инвесторы, равно как и условия возможного сотрудничества, пока не названы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus