Исключительный народ в многонациональном государстве.
Вышедшее в позапрошлом номере издания ADAM интервью известного казахстанского политолога Айдоса Сарыма вызвало неоднозначную реакцию среди представителей нетитульных наций. Напомним, как уверяет эксперт, через 15 лет в Казахстане все станет казахским. Это еще больше насторожило славянскую общественность. Далее читайте мнение казахстанских и российских экспертов на эту тему.
Русские хотят покинуть Казахстан?
– Люди беспокоятся о будущем своих детей. Они боятся, что подрастающее поколение не сумеет сохранить русскую культуру и язык. Сегодня у многих русскоязычных граждан возникают трудности при приеме на работу: требуется знание государственного языка (казахского), – сообщила руководитель Временной рабочей группы по реализации госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников при консульском отделе Посольства РФ в Казахстане Марина Пустэко.
По ее словам, в 2013 году количество желающих уехать из Казахстана в Россию по госпрограмме добровольного переселения соотечественников увеличилось в два раза. Только в Астане с начала действия госпрограммы обратилось 22 600 соотечественников, 4 350 переселенцев уже получили свидетельства.
Как отметила Пустэко, в основном выезжают очень грамотные, образованные люди. Много молодых специалистов, имеющих высшее образование, порой, и не одно. Едут в Российскую Федерацию профессионалы, имеющие большой опыт работы. Уезжают семьями, как правило, забирая с собой и родителей, чтобы не было причин для возвращения.
Как скажется на Казахстане отъезд русских? Выиграет ли от этого казахский язык? Кто будет жить в Казахстане через 15 лет? С этими и другими вопросами мы обратились к председателю Республиканского славянского движения «Лад» Максиму Крамаренко.
ADAM: Одной из причин, по которой русские покидают Казахстан, является языковая проблема. Неужели русские и другие нетитульные нации покидают страну из-за нежелания изучать казахский язык?
КАМАРЕНКО: Нельзя рассматривать эту проблему только в одной плоскости. Получив более 20 лет назад независимость, Казахстан имел шанс стать центрально-азиатской Финляндией или Швейцарией, то есть избрать такие ориентиры в государственном строительстве, когда при учете интересов каждого крупного этноса и при ориентации на демократические ценности были достигнуты высокие уровни конкурентоспособности. Как известно, в Финляндии два государственных языка, в Швейцарии – четыре.
Руководство Казахстана декларирует эту же цель – войти в число 50 конкурентоспособных стран. Но в то же время в основу государственного строительства были заложены элементы этнократии, являющейся антагонистом демократии. Начиная с того, что был поднят вопрос об исконности земли.
В Конституции у нас прописано, что Казахстан – исконная казахская земля. Грубо говоря, всем остальным было указано – кто в доме хозяин. Но в этом случае тогда, чтобы быть до конца справедливыми, может быть, признаем Казахстан исконной землей скифов, потомками которых являются осетины, иранцы и таджики. Ведь до тюрков на этой территории кочевали персоязычные скифо-сарматские племена.
Или такой вот тезис в законе об Ассамблее народа Казахстана, нашедший потом свое продолжение в Доктрине национального единства, что казахский народ играет консолидирующую роль в стране. То есть отдельный народ в многонациональном государстве наделяется исключительностью. Что-то подобное было уже в 30 – 40-е годы прошлого века в Германии. Думаю, все еще помнят, к чему это привело. Хотя обычно не народ, а определенные ценности, признаваемые всеми участниками общественных отношений, способствовали консолидации в отдельную гражданскую идентичность.
Или давайте вспомним исходные данные в национальном составе, при которых возникла Республика Казахстан. Казахи и русские в 1991 году были практически равны по численности. Разница составляла всего 450 – 500 тысяч человек. Но государственным был провозглашен только казахский язык, русский же не получил никакого официального статуса. В Конституции РК прописано, что русский язык официально употребляемый, но такого статуса не знает ни одна законодательная практика. Во всем мире используется юридическое понятие – официальный язык, то есть один из основных языков нормотворчества, делопроизводства и судопроизводства. У нас же придуман особый статус, не имеющий привязки к международному праву.
В целом получается, что в Казахстане были созданы преимущества только для одного этноса, позволившие ему доминировать в управлении государством. Именно из-за таких шагов в государственном строительстве русские массово стали покидать Казахстан. Но националисты преподносят массовую миграцию как факт неуважения к казахскому народу, его языку и традициям.
Я не хочу сейчас обвинить всю политическую элиту в создании дискриминационных условий для нетитульных этносов. Во многом такое положение дел возникло из-за национал-ориентированных общественных деятелей, которые, используя тезисы заботы о казахском языке, пытались получить политические дивиденды и заслужить звание национальных героев, борцов за независимость народа уже в независимом государстве.
Ведь до сих пор некоторые призывают бороться с колониальным гнетом, хотя Казахстан уже более двух десятков лет является суверенным государством.
Казахстан станет второй Турцией?
ADAM: Как, по-вашему, изменилась политика в отношении русских в Казахстане?
КРАМАРЕНКО: Практически нет. А при условии того, что сейчас идет естественное обновление элиты, то политика в отношении русских в Казахстане может ухудшиться. К государственному управлению вскоре придут те, кто уже не помнит советское прошлое, а знает об этом периоде со страниц учебников истории, где роль России и русских в жизни казахского народа преподносится негативно и однобоко: Россия – тюрьма народов, Россия устроила геноцид казахского народа в 30-е годы ХХ века и пр. Соответственно, русские воспринимаются с подачи таких мифов как потомки тех, кто эксплуатировал казахский народ. И при таком историческом воспитании не стоит ожидать улучшения политики в отношении русских.
Некоторые «подрастающие» национал-ориентированные идеологи уже сейчас говорят, что Казахстан через 10 – 15 лет станет полностью казахским. Ну что ж, при таком сценарии развития это будет уже сугубо казахстанской проблемой. Видимо, этим общественным деятелям хочется, чтобы Казахстан снискал славу законченного этнократического государства и вошел в мировую историю как страна, из которой были «выдавлены миллионы русских и других европейских этносов». С таким имиджем Казахстану будет закрыт путь в общеевропейский дом, как и Турции, уничтожившей на своей территории большую часть армянской диаспоры.
Кому на Руси будет жить хорошо
ADAM: Кстати, многие русские иммигранты жалуются на путинскую программу содействия добровольному переселению. Некоторые откровенно заявляют: Россия ничего не делает. Ничего путного не предлагается. Ни по работе, ни по социальным условиям, ни по жилью. Более того, местное население воспринимает приезжих в штыки. Как вы это прокомментируете?
КРАМАРЕНКО: Россия не ставит цель переселить всех. Программа должна только создать административные инструменты для содействия переселению тех, кто принял это решение сам, без принуждения. Хотя у многих из-за неправильной интерпретации в СМИ сложилось мнение, что эта программа – путинский призыв к возвращению на Родину всех российских соотечественников. Во-вторых, программа постоянно корректируется, снимая часть существующих трудностей, которые могут возникнуть при переселении. В-третьих, что касается местного населения, воспринимающего приезжих в штыки, такие случаи единичны. Преобладает положительный опыт переселения в Россию. А с учетом того, что сейчас в России планируются масштабные стройки в дальневосточном направлении, следует ожидать улучшения условий для переселения в эти регионы. Это означает, что будут созданы новые рабочие места, повысятся подъемные для переезжающих в эти регионы.
Просьба Назарбаева к Путину
ADAM: К чему может привести массовый отток русских из Казахстана?
КРАМАРЕНКО: Во-первых, это имиджевые потери. Массовый исход по этническому признаку, который происходил в 90-е годы, создал в международном сообществе имидж Казахстана как неправового государства, где существует дискриминация по этническому признаку. Поэтому в конце 90-х – начале 2000-х годов было скорректировано законодательство о языке и принято постановление Конституционного совета по русскому языку, приравнивающего его к государственному в некоторых сферах. Это привело к снижению интенсивности миграционных процессов. Во-вторых, массовый исход приведет к экономическим потерям. Это и вывод капитала, и удар по пенсионной системе государства, и потеря определенного количества налогоплательщиков, и, конечно же, снижение объема потребления. Думаю, именно перспектива таких потерь послужила поводом поднятия «русского вопроса» в переговорах на двустороннем уровне между Казахстаном и Россией. По крайней мере, в некоторых СМИ проходила информация, что Назарбаев в переговорах с Владимиром Путиным и другими российскими высокопоставленными чиновниками «просил, чтобы русских не забирали из Казахстана». Не знаю, в какой мере это соответствует действительности, но с середины прошлого года в Казахстане действительно снизилась работа по информированию российских соотечественников об условиях добровольного переселения в Россию.
КОММЕНТАРИЙ
Русские больше не верят властям Казахстана
Что показывает статистика российских экспертов по переселенцам Эксперт Российского института стратегических исследований (Москва) Аждар Куртов:
– Оказавшись в одночасье брошенными собственным государством помимо их воли (вспомним результаты референдума о сохранении СССР 1991 года), миллионы и миллионы людей вынуждены были жить в условиях, когда их историческая родина (Россия) в тяжелый период правления первого президента страны – Бориса Ельцина почти ничего не делала для их защиты.
А защищать было что. Во многих бывших союзных республиках, в том числе в Казахстане, пышным цветом расцвел махровый национализм. Русских, татар, чувашей и прочих представителей так называемых нетитульных этносов стали откровенно дискриминировать и понуждать к выезду из этих государств. Их игнорировали при проведении приватизации государственной собственности, им чинили препятствия в занятии престижных должностей, их детей принудительно заставляли учить в школах исторические бредни о том, что их родина – Россия, несла и продолжает нести одно только зло.
Но Бориса Ельцина не особо волновали судьбы граждан России, а до соотечественников в сопредельных странах у него и вовсе не доходили руки. К счастью, эта позорная для нашей страны ситуация медленно стала меняться с приходом к власти в Кремле нового президента.
Тем, кто хорошо помнит историю Казахстана не в мифологизированном виде, который сегодня преподается в школах и вузах республики, не надо объяснять причины миграции русских. Это официальная пропаганда утверждает, что причины миграции лежат исключительно в стремлении русских «найти место получше». Ничего подобного! Наука опровергает эту ложь. В России регулярно проводятся социологические исследования среди переселившихся мигрантов и среди тех русскоязычных соотечественников, которые живут в Казахстане. Часть этих исследований заказывает российский МИД. Кстати, оно намеренно широко не озвучивает их результаты, потому что они ярко свидетельствуют об элементе этнократии в современной власти Казахстана.
Но я по своей работе знаком с ними и поэтому приведу некоторые данные. Такие исследования проводятся раз в два года. Вот данные одного из таких исследований, не самого нового, но и не старого.
Данные социологов показали, что более половины – 51,8% респондентов (опрос проводился среди соотечественников в Казахстане) сталкивались с ущемлением своих прав по причине принадлежности не к титульному этносу при приеме на работу. И это в стране «межнационального согласия»!
Российская диаспора не верит властям Казахстана. Лишь 19% опрошенных считают эффективными методами защиты своих прав обращение по этому поводу в центральные или местные органы власти Казахстана. 36,5% респондентов не видят в этом государстве никаких эффективных мер защиты.
Проведенное исследование показало, что именно в Казахстане, наравне с Молдовой, есть наибольший ресурсный потенциал желающих переехать в Россию. Здесь «определенно готовы» переехать в Россию на льготных условиях 27,3% опрошенных и еще 33,7% «пожалуй, поехали бы». То есть в целом 61%. Чего стоят после этого байки о том, что из Казахстана в Россию никто не поедет?!
На вопрос: «Какие обстоятельства, связанные с Казахстаном, удерживают вас от того, чтобы уехать в Россию?» только 14,9% опрошенных выбрали вариант ответа «хорошее отношение к русским в Казахстане». Большинство же выбирало варианты типа «здесь живут все мои родственники» (51,9%). То есть людей удерживают причины, никак не связанные с цивилизованной политикой властей в отношении российской диаспоры, а как раз наоборот. Правду, как говорится, в мешке не утаишь.
Теперь, что касается тезиса о «провале» политики по переселению соотечественников. Дело вот в чем: я сам участвовал в качестве консультанта в подготовке «закона о репатриации». Закон так и не был принят. Знаете почему? Потому, что в отличие от Казахстана, у нас все-таки соблюдают Конституцию. Это в Казахстане есть запись о равенстве граждан независимо от национальной принадлежности. А на практике казахам представляют преференции, в том числе и оралманам. А в российской Конституции есть норма о том, что никто не может быть принужден к указанию своей национальности. Вот эта норма и стала препятствием на пути принятия закона о репатриации. Мы ведь не могли под нормы этого закона подверстать все нации, условно говоря, и татар, и залусов. А составить перечень коренных народов России не позволяла указанная норма. Поэтому программа переселения соотечественников реализуется через указы президента. Да, она не выполняется в том объеме, что был первоначально заявлен. Но, тем не менее, она действует. Переселились больше сотни тысяч людей. Конечно, у многих из них есть претензии: не то жилье, малы размеры помощи и прочее. Но надо понимать, что наше государство не в состоянии пока дать большего.
Ведь Казахстан, выгнав миллионы граждан, избавился от части социальных обязанностей государства перед ними. Более того, переложил эту обязанность на власти России. Разве это справедливо?! Конечно, есть и произвол, и волокита российских чиновников. Не без этого, и все же статистика свидетельствует: есть миграция из Казахстана в Россию. Значит, люди не верят властям Казахстана, не видят своего будущего в этой стране. А такие решения, как переход на латиницу, отказ от политической интеграции в рамках евразийского экономического союза, споры по Байконуру, нарочитое возвеличивание в азиатском духе лидера нации – только добавляют решимости русским к переезду.
Источник: NURADAM
Правила комментирования
comments powered by Disqus