Иначе как глупостью происходящее в сфере госзакупок назвать трудно. «Радиоточка» разобралась, каким именно образом идеология целой страны легко может оказаться в руках маленького ИП. Проблема оказалась в законодательстве.
С 2016 года действует новая редакция закона РК «О государственных закупках». Из него фактически было исключено понятие демпинга – когда потенциальный поставщик намеренно заявляет предельно низкие суммы, поскольку на таком конкурсе предпочтение отдаётся самому дешёвому. Старый закон гласил:
А правила определяли, что продавец демпингует, если его цена меньше 70% от начальной суммы лота.
Новый нормативный акт разрешает демпинговать при условии, что поставщик вносит дополнительную сумму для обеспечения своего дешёвого предложения.
Так, например, кызылординское ИП «Время бизнеса и информации», о котором мы недавно писали, берёт лот, предлагая 1 094 500 тенге вместо 4 464 285,71, которые госорган изначально хотел заплатить. Это всего лишь 24% от тендерной суммы. В другом случае ИП вообще спускает условия до 22%. Демпингует? Его конкуренты считают, что самым нахальным образом. Но предприятие вносит по этим лотам допобеспечение. Так и «монополизирует» идеологию в отдельно взятом регионе – к явному недовольству самого заказчика, но вполне законно (о втором противоречии в законодательстве – читайте ниже).
Управление внутренней политики Кызылординской области тем не менее опровергает информацию о том, что ИП «Время бизнеса и информации» единолично отвечает за идеологию в регионе.
«Конкурс №310566-2 «Проведение государственной информационной политики через интернет-ресурсы», объявленный управлением внутренней политики Кызылординской области, был отменен решением уполномоченного органа 20.05.2016 года, и договор с поставщиком ИП «Время бизнеса и информации» (сайт infotime.kz) не заключен», – говорится в их официальном письме.
Ранее «Радиоточка» писала, что этот ИП победил в пяти лотах конкурса из восьми. А в трёх оставшихся случаях было принято решение заказать информационные услуги ему же – по принципу «из одного источника». Кроме этого удалось узнать: кызылординское предприятие выиграло 16 из 18 лотов, выставленных управлением внутренней политики Алматы. И этот госорган заказывал всё те же услуги – проведение государственной информационной политики.
Алматинский конкурс общей стоимостью почти 32 миллиона тенге завершился 27 мая 2016 года. Когда стало известно, что заказ почти полностью достался ИП «Время бизнеса...» всего за 10 миллионов, УВП мегаполиса сразу же приступило к обжалованию итогов. Видимо, опасаясь отдавать такой объём идеологической работы неизвестному исполнителю.
Конкурс же кызылординского управления внутренней политики закончился 29 апреля. И почти месяц (что подтверждается их же ответом) победителем считалось «Время бизнеса...». В таком виде тендерные документы и попадают в редакцию «Радиоточки». 24 мая другое СМИ – информагентство KazakhstanToday сообщает, что «в Кызылординской области государственный информационный заказ на сумму в 9,3 миллиона тенге осуществляет ресурс infotime.kz с посещаемостью 18-90 человек в сутки, что не соответствует технической спецификации закупаемых услуг». Эту информацию местное УВП не опровергает. А о том, что ещё 20 мая результаты их конкурса с 8 лотами были отменены решением органов финансового контроля, сообщает только сегодня с припиской: «Сведения, указанные в статье «Идеология страны в руках одного ИП», опубликованной на сайте «Радиоточка», не соответствуют действительности».
На вопрос, что заставило их оспаривать итоги гозакупок, один из сотрудников УВП Кызылординской области в личной беседе отметил: «действительно государственная информационная политика не может быть заключена в одном сайте, нельзя прибирать к рукам всё подряд». Но при этом они утверждают, что у ИП все документы в порядке, и он работает в правовом поле. Парадокс – законодательно такая «монополия» одного участника госзакупок на все лоты не возбраняется, не регулируется. Наоборот – для неё есть условия.
Ещё одна особенность этой истории, с которой пришлось разбираться: посещаемость сайтов, осуществляющих информационную политику. Априори предполагается: когда государство заказывает статьи о своих программах, деятельности правительства, реформах, оно рассчитывает, что их прочитает как можно больше граждан. Поэтому посредники в этом процессе – управления внутренней политики на местах – закупая услуги у СМИ, всегда выставляли техспецификацию с жёсткими требованиями. Как, допустим в этом случае – каждая проплаченная статья должна набрать не менее 700 просмотров. Таким образом уже на первых этапах конкурсного отбора популярные СМИ должны проходить, а мелкие отсеиваться…
У сайта infotime.kz, которым владеет ИП «Время бизнеса…», как уже упоминалось, скудная статистика – он собирает около 700 просмотров в месяц, одну статью в среднем читают 2-5 человек. И при этом легко проходит квалификационный отбор на тендерах. Это и удивляет конкурентов.
Как нас заверили некоторые из госслужащих, имеющие отношение к процессу информационного заказа, раньше, проводя конкурс, они имели право расписывать техническую спецификацию – самого сайта, СМИ, телеканала, газеты, их посещаемости, рейтингов, оснащённости и так далее. А сегодняшний закон якобы запрещает им предъявлять излишние требования к поставщику. Правда, на конкретную статью они не сослались.
Мы нашли в правовом акте два словно бы противоречащих друг другу положения:
И…
И всего 19 таких пунктов… Поди разбери, то ли можно ставить поставщика в жёсткие условия, то ли нельзя… Но теперь за госзакупками пристально наблюдают органы финконтроля. И если заметят, что лишние условия нарушают права предпринимателей, конкурсы отменяют, а ведомства штрафуют.
Представители служб финконтроля и в прессе, и госслужащим разъясняли, что эта техспецификация предъявляется не к самому участнику госзакупок, а всего лишь к услуге, и начинает действовать только с момента подписания договора. То есть: когда сайт не имеет должной посещаемости – это не повод отстранять его от тендера. А вот если после заключения договора и проплаты их статьи не читают, то госорган может подать иск в суд. Но станет ли?
Можно представить, что такое такое суд для УВП: это риски, лишняя работа, судебные расходы и разбирательства, во время которых они приостанавливают идеологическую работу, а деньги, отданные не тому поставщику, возвращают государству. Что влечёт к тому же нагоняй за неосвоение бюджета…
От редакции «Радиоточка»: Самое интересное во всём этом, что такая схема может работать не только в сфере информационного заказа. Основываясь на законе и говоря о нарушении прав предпринимателей, можно демпинговать в любой сфере госзакупок. Качественное исполнение при выборе поставщика оказывается на десятом месте. И нам очень любопытно, как государство собирается возвращать выброшенные на ветер деньги.
Правила комментирования
comments powered by Disqus