90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Узбекистан: Для узбекских беженцев нет безопасного места на территории бывшего СССР

26.04.2013 20:20

Общество

Узбекистан: Для узбекских беженцев нет безопасного места на территории бывшего СССР

Азаматжон Ермаков вел относительно спокойную жизнь, перевозя торговцев с их товаром на своей запряженной осликом тележке в одном из сел Андижанской области Узбекистана. В 1995 году он стал регулярно посещать местную мечеть. Но в 2005 году этой обыденной жизни вдруг пришел конец, когда в областном центре правительственные войска открыли огонь по участникам акции протеста, убив сотни человек.

Во время той первой кампании преследования Емаков сумел избежать проблем, но четыре года спустя, в 2009 году, правоохранительные органы Узбекистана, по имеющимся сообщениям, решили арестовать его по обвинению в религиозном экстремизме, к которому власти нередко прибегают после кровавых андижанских событий с целью заставить замолчать своих критиков. Азаматжон Ермаков бежал в Россию.

В ноябре того года Ермаков был задержан в Нижнем Новгороде по запросу Узбекистана об экстрадиции. Спустя два года, в течение которых он то оказывался под стражей, то выходил на свободу, а Европейский суд по правам человека призывал Россию не отправлять его на родину, да и организация «Международная амнистия» предостерегала, что в Узбекистане ему будет грозить «реальная опасность подвергнуться пыткам и иным издевательствам», он вдруг исчез из следственного изолятора и, как впоследствии узнали правозащитники от российских чиновников, каким-то образом оказался 2 ноября 2011 года в московском аэропорту, а затем в самолете, направляющемся в Узбекистан.

«Нет никаких оснований полагать, что Азаматжон Ермаков добровольно вернулся бы в Узбекистан, так как ему было известно о грозящей ему в случае возвращения серьезной и реальной опасности, связанной с нарушением прав человека – в частности, содержанием под стражей без связи с внешним миром, пытками, другими издевательствами и отбыванием после несправедливого судебного разбирательства наказания в жестоких, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условиях», – отмечалось в мартовском заявлении организации «Международная амнистия».

Азаматжон Ермаков, которому сейчас 40 лет, является одним из десятков узбекских граждан, обвиненных Ташкентом в религиозном экстремизме и терроризме, а затем похищенных или иным образом вывезенных в принудительном порядке обратно в Узбекистан из России и других постсоветских государств. Активисты полагают, что под предлогом борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом Узбекистан, используя членство в ряде региональных организаций – включая Содружество Независимых Государств (СНГ) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) – преследует проживающих за пределами республики граждан, которых он считает оппонентами режима.

По утверждению активистов демократического движения, Ташкент преувеличивает угрозу терроризма, чтобы заручиться сочувствием со стороны международной общественности и оправдать жестокость своих действий. «Правительство Узбекистана сурово карает людей за независимую религиозную деятельность вне зависимости от их религиозной принадлежности. Тысячи томятся в застенках как экстремисты, в том числе многие, которые, по имеющимся сообщениям, лишены должного судебного разбирательства и подвергаются пыткам», – говорилось в апрельском заявлении Комиссии США по международной религиозной свободе.

Активисты видной российской правозащитной организации «Мемориал» полагают, что Москва позволяет узбекским органам безопасности допрашивать и угрожать узбекским гражданам, находящимся под стражей в России.

Государства-члены СНГ и ШОС, поставившие свою подпись под различными правозащитными документами ООН, обязаны защищать права задержанных. Эти документы имеют преимущественную силу над двусторонними и региональными соглашениями, касающимися вопросов экстрадиции, отмечает нью-йоркская правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч». Более того, в соответствии со своими обязательствами перед Европейским судом по правам человека, Россия не может выдать подозреваемого стране, где означенному лицу могут грозить пытки.

В число таких стран входит и Узбекистан.

Казахстан, как и Россия, похоже, тоже не слишком строго следит за соблюдением фундаментальных прав человека, когда дело касается экстрадиции. В марте Астана передала Узбекистану Хайрулло Турсунова, также обвинявшегося в террористической деятельности. В 2009 году, проигнорировав международное негодование, Астана лишила статуса беженцев 28 граждан Узбекистана и в массовом порядке депортировала их.

«К сожалению, большая часть правящих на постсоветском пространстве элит активно противятся исполнению своих обязательств в области прав человека и беженцев, кои им предписывают соблюдать соответствующие положения международного права, – отметил аналитик «Хьюман Райтс Вотч» по Центральной Азии Стив Свердлоу в интервью EurasiaNet.org по электронной почте. – Это приводит к тому, что Москва, Астана, а порой Киев и Бишкек, активно сотрудничают с органами безопасности Узбекистана в деле похищения, принудительного возвращения и экстрадиции в Узбекистан лиц, которым грозит в этой стране реальный риск пыток».

8 апреля официальный представитель Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана отказался ответить по телефону на вопросы о сотрудничестве; в управлении Уполномоченного по правам человека в Ташкенте заявили, что побеседовать с представителями прессы по вопросу прав человека никто не может.

Упомянутое сотрудничество идет на пользу и российским спецслужбам, отмечает Кирилл Коротеев из организации «Мемориал». Его выгоды «перевешивают» политические последствия игнорирования решений Европейского суда по правам человека, которые Россия, будучи членом Совета Европы, обязана соблюдать. «Однако никто не знает, что это за выгода, – сказал он EurasiaNet.org. – Практически ни одна бывшая советская республика – ни Россия, ни Украина, ни даже Грузия – не является безопасным местом для узбекских беженцев».

Кирилл Коротеев особо отметил, что ШОС является механизмом, содействующим сотрудничеству спецслужб и процессу экстрадиции в ущерб соблюдению прав человека.

По словам Стива Свердлоу, ШОС «судя по всему, содействует нарушению запрета на возвращение людей, могущих подвергнуться пыткам, посредством применения собственного пакета соглашений в сфере региональной безопасности».

 

Источник: russian.eurasianet.org

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

26.04.2013 20:20

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Алиясбек Толбашиевич Алымкулов

Алымкулов Алиясбек Толбашиевич

экс-министр молодежи, труда и занятости

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
6,7%

рост ВВП Таджикистана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30