Ислам - одна из традиционных религий на территории Прикаспия, неотъемлемая часть истории и культуры народов региона, в то же время - важный фактор современной общественно-политической жизни. Этим определяется одна из важнейших задач отечественного исламоведения - объективная информация об исламе на пути преодоления негативных стереотипов взаимного восприятия представителями разных конфессий, установления этноконфессионального взаимопонимания.
Потенциал и перспективы развития ислама в мире в целом и в странах Прикаспия в частности обсуждали эксперты в рамках круглого стола «Ислам в Каспийском регионе: потенциал и перспективы», который состоялся 20 июня в малом зале Администрации города Астрахань по инициативе Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» на базе Астраханского государственного университета при поддержке Астраханской мэрии и Астраханского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы. Круглому столу дал старт руководитель Центра «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов, обозначив темы обсуждения.
Основной частью круглого стола стал доклад Ахмета Ярлыкапова, ведущего российского исламоведа, старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО МИД РФ. В частности, Ахмет Аминович отметил, что традиционная картина распространения богословско-правовых толков ислама сегодня в России изменилась за счет миграции кавказцев, в первую очередь, шафиитов (представителей народов Дагестана, чеченцев и ингушей) в традиционно ханафитские регионы и складывания ханафитско-шафиитских контактных зон. Одна из таких зон – Астрахань. Идет размывание гомогенности условно «кавказского» и «поволжско-татарского» культурных ареалов исламского сообщества России. При формальном сохранении в мечетях прежних имамов и в духовных управлениях прежних муфтиев, реальный вес часто получают неформальные лидеры.
В России, по мнению эксперта, появляется множество течений и групп, которые изначально не были тут представлены. Вкрапления этих групп в основную массу мусульман в регионах ведет к складыванию мозаичной картины исламского поля, причем фиксируется четкая тенденция к усилению этой мозаичности.
Ислам активно становится игроком не только в идеологической сфере, но и в сфере правовой, экономической, образовательной и т.д. Это приводит к таким явлениям, как, например, ситуация фактического полиюридизма в Дагестане, а также к общему сужению светского пространства на Кавказе. Случается это не только в силу ускоренной исламизации населения, а в значительной мере в силу того, что светское право не работает в жизненно важных сферах.
Духовные управления мусульман практически повсеместно вынуждены конкурировать с альтернативными общинами и неформальными исламскими центрами, притягательными для молодежи и неофитов, а также радикально и оппозиционно настроенных лиц. Кризис так называемого традиционного ислама усиливает отток молодежи в альтернативные общины-«джамааты». Создаются виртуальные «джамааты», члены которых могут проживать в сотнях и тысячах километров друг от друга, связанные лишь личностью своего харизматичного лидера, который также физически может находиться от них очень далеко. Эти «электронные» муфтии и имамы порой оказываются гораздо влиятельнее, чем местные формальные имамы. Отрыв от традиционной территориальной привязки мусульманских общин создает ситуацию абсолютной идейной прозрачности и мобильности среди мусульман, когда внешне принадлежащий к конкретной территориальной общине мусульманин по факту может оказаться приверженцем совершенно противоположных идей.
Доклад Ахмета Ярлыкапова вызвал оживленную дискуссию со стороны астраханских экспертов. Был, в частности, затронут вопрос об исламском образовании в России. Андрей Сызранов отметил, что сегодня в России растет количество мусульманских общин и мечетей, но при этом остро ощущается нехватка квалифицированных кадров мусульманских священнослужителей. Необходимо уделять особое внимание развитию российской теологической школы ислама, повышая тем самым качество религиозного образования имамов.
Председатель Астраханского регионального духовного управления мусульман муфтий Рауф-хазрят (Джантасов) согласился с экспертом, сказав, что по опыту своей работы он часто сталкивается с проблемой дефицита подготовленных священнослужителей. Всё это приводит к тому, что подрастающее поколение отдаляется от религии и мечети из-за того, что нынешние имамы без образования зачастую не в состоянии ответить на вопросы своих прихожан. Молодежь ищет ответы на свои вопросы самостоятельно, и находят их в радикальных движениях. Политолог Эльдар Идрисов добавил, что последнему также способствует одна из причин современного фундаментализма – высокая степень информатизации общества. Информационные технологии оказывают сильное влияние на сознание человека, даже более мощное, чем вербальные практики.
Владислав Кондратьев, астраханский журналист и политический обозреватель, в свете недавних трагических событий в Актобе и Алматы, представил вниманию участников круглого стола доклад о традиционном и радикальном исламе в Казахстане.
Политолог и главный редактор телеканала «Астрахань-24» Александр Васильев Владимирович в своем выступлении осветил методологические вопросы изучения недавних событий на Ближнем Востоке и их проекцию на Россию. По мнению эксперта, одна из самых распространенных исследовательских ошибок - оценка явлений по двухбалльной качественной шкале, как только «белое» или только «черное».
Участники круглого стола пришли к выводу, что сегодня стабильности и мира в исламе можно добиться только через усиление внутриисламского диалога и сотрудничества, когда разнообразные общины мусульман и их лидеры будут воспринимать друг друга не как соперников, а как партнеров. Важно почувствовать динамику процессов, происходящих с исламом в России. Исламское сообщество нашей страны находится в состоянии противоречивой трансформации, результаты которой все еще неочевидны. Актуальна проблема выработки четких подходов в религиозной политике государства, учитывающих динамику происходящих в исламском сообществе процессов и фактическую мозаичность его состава.
Правила комментирования
comments powered by Disqus