Все перепробовали в Кыргызстане для активизации и интенсификации сельскохозяйственного производства. Ведь были такие заманчивые перспективы завоевать хотя бы частично российский рынок в тех сферах, где прежде доминировали турки и поляки.
Чем плохи кыргызские яблоки и помидоры? А местный абрикос или дыни? Правительство республики чуть ли не ежедневно проводит самую тщательную проработку агросектора, а результата почти не видно. Премьер-министр Сооронбай Жээнбеков за недостаточный контроль за исполнением поручений даже объявил выговор представителю Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе Усену Усупову. Может, это поможет?
В Кыргызстане снова не знают, куда девать урожай 2016 года
Правительство давно ломает голову над простым до безобразия вопросом: почему в Кыргызстане все продвигается с таким скрипом? Ну, все же есть для процветания и благополучия. Недавно на встрече с предпринимателями из Республики Кореи вице-премьер-министр Кыргызской Республики Олег Панкратов говорил:
«В последние годы отечественная швейная отрасль динамично развивается, покорив потребителей качеством своей продукции и приемлемой ценой. Поэтому создание собственного современного текстильного производства – это один из наших приоритетов. Что касается строительства медицинского центра, оснащенного самым высокотехнологичным оборудованием, то этот проект имеет все шансы на успех, так как у населения страны и соседних государств есть большая потребность в получении качественных медицинских услуг. Относительно развития тепличных хозяйств, то для увеличения площадей, занятых теплицами, у нас есть все необходимые условие – солнце, благодатная почка, недорогая электроэнергия и самое главное, стабильный рынок сбыта готовой продукции в страны ЕАЭС и Китай».
Корейцы обещали подумать. А вот отечественные предприниматели из швейной отрасли уже и не знают, что думать: у многих объемы производства сократились более чем на половину. Да и с теплицами не все так солнечно: весной соседний Узбекистан выбросил на рынок столько тепличной продукции и по таким ценам, что кыргызские тепличники оказались на грани разорения. Чиновники до сих пор твердят о какой-то контрабанде, о демпинге и прочих вещах, которые в условиях экономического союза просто невозможны. Понятное дело – надо же как-то оправдывать провалы и банальную экономическую неграмотность.
Бич сельскохозяйственного производства Кыргызстана – отсутствие серьезной производственной базы переработки даров земли. То, что есть, не способно обеспечить в полном объеме и с надлежащим качеством переработку сельскохозяйственной продукции. По отдельным видам больше половины ее просто пропадает.
Печальна судьба картофеля и моркови, капусты урожая прошлого года: вырастили, но не продали, не сохранили, не переработали. Недавно премьер-министр Сооронбай Жээнбеков провел рабочее совещание по вопросам, связанным с запуском картофелеперерабатывающего завода в городе Таласе. Хороший был проект, в который привлечены индийские инвестиции, в 2009 году завезено необходимое оборудование. Но завод так и не запущен.
Глава правительства знает причины этого безобразия: это из-за безответственности и равнодушного отношения ряда чиновников на сегодняшний день завод простаивает. Премьер-министр поручил соответствующим государственным органам в самые сжатые сроки (надо понимать – да начала сбора нового урожая картофеля) решить все спорные вопросы, связанные с запуском завода.
Так, Государственной таможенной службе поручено произвести таможенное оформление оборудования, завезенного на завод; Фонду по управлению государственным имуществом совместно с ОАО «Кыргызская агропродовольственная корпорация» - произвести переоценку данного оборудования; Фонду по управлению государственным имуществом подумать над созданием совместного кыргызско–индийского предприятия с участием индийской компании-инвестора, с определением размеров долей каждого из участников. Вопрос: неужели за 7 лет так сложно было рассмотреть и решить все это?
Отсутствие современной перерабатывающей промышленности в свою очередь объясняется слабостью крестьянско-фермерского сословия республики, которое раздроблено и разобщено, экономически слабо и профессионально ущербно. Отдельные акции и попытки министерств поправить положение пока не приводят к ощутимым результатам. Долго думали, в чем тут причина? Как поднять потенциал фермерства? Понятно, что в одиночку фермерам не осилить даже задачу самообеспечения. Первый вице-премьер-министр Кыргызской Республики Мухамметкалый Абулгазиев спасение видит в кооперировании, в развития кооперативных хозяйств в стране. Разработан уже и проект Концепции развития кооперативной системы сельского хозяйства Кыргызской Республики на 2017-2021 годы.
«Несмотря на то, что большая часть населения республики проживает в сельской местности, доля сельского хозяйства в ВВП страны несоизмерима с данным показателем и является довольно небольшой. В этой связи развитие кооперативных хозяйств является важным вопросом, требующим скорейшей реализации», - сказал Мухамметкалый Абулгазиев.
Слабое же развитие кооперации первый вице-премьер-министр связывает с отсутствием квалифицированных кадров. А с чем связать отсутствие квалифицированных кадров? С падением уровня профессиональной подготовки? С массовой миграцией работоспособного и самого активного населения страны в соседние страны, главным образом, в Россию? С отсутствием стимулов для работы? Или с высоким уровнем коррупции на всех уровнях принятия решений?
«По итогам полугодия отрицательная динамика развития зафиксирована в Чуйской, Таласской, Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областях. Так, в данных регионах, помимо прочего, наблюдается сокращение объемов экспорта. Например, в Джалал-Абадской области экспорт сократился в 7 раз», - заявил Премьер-министр Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков на заседании Правительства республики при обсуждении итогов социально-экономического развития страны за I полугодие 2016 года.
И как один из вариантов решения проблем предложил:
«Каждый регион должен определить свою специализацию. Так, Иссык-Кульская область больше ориентирована на туризм, экономико-образующей отраслью Нарынской области является животноводство, область нуждается в соответствующем логистическом центре и мясоперерабатывающем предприятии. Другие регионы также имеют большой потенциал, как в сельском хозяйстве, так и в развитии промышленного производства. Министерству сельского хозяйства, мелиорации и перерабатывающей промышленности следует изменить существующие принципы работы, сделав акцент на создание предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и оказания помощи предприятиям, продукция которых ориентирована экспорт».
И уже в который раз звучит призыв к руководителям регионов более тесно работать с инвесторами. И спасет ли такая узкая специализация области? Многие экономисты и эксперты как раз узкую специализацию регионов считают повинной в плачевном экономическом положении этих областей. Другие пытаются переложить ответственность за неспособность экономики страны быстро адаптироваться к новым реалиям на ее членство в Евразийском экономическом союзе.
Особо усердствуют в этом плане те политики и предприниматели, кто в той или иной степени всегда были противниками тесной интеграции Кыргызстана с Россией. Ныне представился хороший повод еще раз подчеркнуть «негативное влияние» интеграционных связей с Россией.
Новые барьеры на пути интеграции, или старые колдобины?
В Кыргызстане даже опытные экономисты уже заявляют, что более сильные члены ЕАЭС несправедливы по отношению к республике и ее скромным возможностям – мол, раз приняли в союз, то открывайте шире ворота и не мешайте товарным потокам всякими там лабораториями и сертификацией. Но члены ЕАЭС неумолимы. Условия для всех должны быть одинаковы, потому как равенство всех в ЕАЭС – это залог сохранения суверенитета (именно для не очень сильных членов) и снижение политического фактора в экономических отношениях.
В 2015 году специалистами Россельхознадзора совместно с представителями уполномоченных органов государств, членов ЕАЭС, а также Евразийской экономической комиссии проведена оценка системы ветеринарно-санитарного контроля и инспекция 8 предприятий Кыргызской Республики по производству продукции животного происхождения на соответствие требованиям и нормам ЕАЭС. Итогом этой работы стал Отчет, некоторые моменты которого мы и процитируем для полноты картины.
Начнем с эпизоотической ситуации в республике: как здесь себя чувствуют животные?
«На момент проведения проверки установлен факт бесконтрольного перемещения с\х животных, подлежащих вынужденному убою, без постановки диагноза и последующего его лабораторного подтверждения. При этом в Киргизии не существует единой системы идентификации с/х животных. Истинная картина эпизоотического состояния в стране или не учтена ввиду отсутствия соответствующего документа, который регламентировал бы обязательный порядок регистрации таких заболеваний, либо скрывается. А по некоторым заболеваниям информация об эпизоотической ситуации и вовсе не поддается анализу ввиду отсутствия подтверждения ее достоверности».
Проверяющие на слово не поверили кыргызским чиновникам, что в стране в этом плане все благополучно. Да и факты из сообщений СМИ заставляют тревожиться: в Джалал-Абадской области семь человек были госпитализированы с подозрением на сибирскую язву, и только спустя две недели диагноз подтвердился.
В Отчете говорится:
«В ходе инспекции мясоперерабатывающих предприятий Киргизии специалистами ЕАЭС установлено, что ветеринарно-санитарная экспертиза не осуществляется в соответствии с требованиями национального законодательства, что не обеспечивает гарантии безопасности выпускаемой пищевой продукции».
И вывод однозначен:
«Не проведение полномасштабных противоэпизоотических мероприятий в Кыргызской Республике может привести к распространению особо опасных болезней, общих для человека и животных, что в конечном итоге может представлять биологическую опасность для стран ЕАЭС, в том числе Российской Федерации».
Все прекрасно понимают, что совершенно нет гарантий, что продукты животноводства не попадут на рынки Казахстана и России. Даже при самом строгом контроле возможен нелегальный завоз животных или продуктов животноводства, а вместе с ними и болезней. Хорошо оснащенная и тщательно охраняемая граница между Кыргызстаном и Казахстаном имеет немало «окошек» для переправы в обоих направлениях любых продуктов сельского хозяйства. Поэтому и время от времени практикуемый запрет казахской стороны на провоз отдельных товаров из Кыргызстана практически не имеет положительного результата, но лишь поднимает ставки за нелегальную доставку грузов.
Но и легальное пересечение границы тоже не гарантирует соблюдения всех правил. Эксперты в ходе той же проверки дали оценку пограничному ветеринарному контроля в Кыргызской Республике, и первая же строка Отчета гласит, что «осмотренные пункты пропуска не соответствуют требованиям Решения Комиссии Таможенного союза» и далее идет длинное перечисление документов и норм, которым пункты не соответствуют. «Роль складов временного хранения при проведении ветеринарного контроля формальна, здесь не созданы условия для проведения досмотра и отбора проб».
Специалисты ЕАЭС проверили и лаборатории, призванные стать надежным щитом от болезней. Огромный перечень претензий завершается общей характеристикой:
«В настоящее время лаборатории Кыргызской Республики не способны выполнять анализы ни на соответствие требованиям ЕАЭС, ни на соответствие требованиям национального законодательства республики. Для устранения выявленных несоответствий требуется значительное финансирование лабораторий с целью их реконструкции, обеспечения необходимой материальной базой и обучения персонала».
То, что «Сделано в Кыргызстане» опасно для жизни?
Кыргызские предприятия по переработке мяса и молока сетуют на «придирки» и «необоснованные ограничения» различных служб ЕАЭС, которые не пускают товар на казахский и российский рынки. Вот инспекция и проверила 8 предприятий республики (2 мясных и 6 молочных), которые заинтересованы в поставках продукции в государства-члены ЕАЭС. И опять огромный перечень претензий и далекие от оптимизма выводы.
«Система идентификации и отслеживания на проинспектированных предприятиях не работает. Уже на стадии приемки сырья идентификация отсутствует, невозможно установить безопасность сырья и эпизоотическое благополучие места его выхода». И опять же отсутствует контроль со стороны компетентных органов и соответствующих служб предприятия, неэффективен лабораторный контроль, не разработана программа пищевого мониторинга, нет системы организации безопасности пищевой продукции. «Отсутствует система контроля маркировки готовой продукции. На всех предприятиях установлены нарушения маркировки готовой продукции в части указания на ней даты выработки».
К слову, потребители мясо-молочной продукции в Кыргызстане благодарны новым требованиям по маркировке продукции – влияние ЕАЭС положительно сказалось на качестве товаров. Ведь до недавнего времени узнать, сколько дней, а то и недель колбаса лежит на прилавке, было невозможно – на ней не было никакой информации ни о сроках изготовления, ни о сроках хранения. Но теперь негодуют производители и торговцы – не хочет народ есть колбасу с душком и пить просроченные молочные коктейли.
Но еще больше проверяющих озадачило отношение самого государства в лице его высоких инстанций к проблеме:
«Компетентным органом Кыргызской Республики были предоставлены гарантии о выполнении представленными к инспекции предприятиями ветеринарно-санитарных требований и норм ЕАЭС. Однако при проведении инспекции на этих предприятиях были установлены многочисленные грубые нарушения как законодательства ЕАЭС, так и законодательства Кыргызской Республики, при наличии которых осуществление деятельности предприятий по выпуску пищевой продукции должно быть запрещено, деятельность предприятий должна быть приостановлена, а продукция, находящаяся в обороте, должна быть изъята и уничтожена».
Приговор экспертов категоричен:
«Положительное рассмотрение вопроса о возможности поставок кыргызской продукции животного происхождения на территорию государств-членов ЕАЭС представляется преждевременным, так как указанные поставки имеют высокую степень риска как с точки зрения возможности заноса инфекционных болезней животных, так и с точки зрения опасности для здоровья населения государств-членов ЕАЭС».
Какова ситуация на день сегодняшний? Может, правительство Кыргызстана ударными темпами выправило положение?
«Что изменилось? Появились только новые проблемы. Для решения всего, что было отмечено в Отчете, нужно время и деньги. Времени прошло мало, а денег как не было, так и нет на устранение всех претензий. Отдельными акциями и программами ситуацию в животноводстве не исправить, нужен комплексный подход, одновременное решение проблем всей производственной животноводческой цепочки – от кормовой базы и селекционной работы до сертификации готовой продукции. Кыргызское животноводство по-прежнему не готово работать по стандартам ЕАЭС»,- резюмировал директор Общественного фонда поддержки ветеринарной деятельности Токтакун Шерматов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus