«Государство тоже может быть успешным бизнес-проектом. Посмотрите на Казахстан…»
Эксперты Bloomberg примерили современную бизнес-терминологию к опыту строительства государств. Оказывается, некоторые новые страны вполне могут быть примерами успешных проектов:
Четкое видение будущего
«Бизнес стартапы послужили началом многих историй успеха. Эти предприятия начинаются в большинстве своём с чистого листа. Они представляют собой сфокусированное и зачастую неординарное видение будущего своим основателем. Даже после того, как эти проекты становятся больше и бюрократичнее, компании зачастую сохраняют креативный дух истоков стартапа.
Мнение о том, что некоторые государства, включая экономические чудеса стран, переживших II Мировую Войну, тоже имеют все признаки стартапа, не так распространено. Например, Сингапур стал независимой страной в 1965 г. после того как был изгнан из Малайзии и вынужден заботиться о себе самостоятельно. Ли Куан Ю стал первым лидером страны, он же воплотил в себе многие черты основателя стартапа: определив картину развития и нравственное кредо, он принял ответственность за остальной персонал, оказал влияние на ранние линейки продуктов в производственной линии, а также позднее стал председателем совета директоров.
Миграция и финансовые центры
Объединённые Арабские Эмираты являются ещё одной «стартап-страной». Завоевав свою независимость от Великобритании в 1971 году, Эмираты стали одной из самых стабильных и процветающих арабских стран. Процесс строительства включал принятие огромного числа иммигрантов, создание новых финансовых центров и инноваций в политической структуре семи полуавтономных Эмиратов.
Израиль, Тайвань, Гонг-Конг, Каймановы Острова, Эстония и Южная Корея также можно рассматривать в качестве «стартап государств». Большинство этих стран прошло через войну, имперский или колониальный строй или даже комбинацию всех перечисленных факторов. В каждом случае был шанс начать заново — и основатели имели возможность задать чёткий курс развития нового политического образования. Билл Гейтс имел очень низкие шансы основать и вырастить Microsoft в тесных рамках старой IBM, точно также как и успех Эстонии требовал свободы от Советского Союза и России.
Где искать новые политические стартапы?
В наши дни кажется, что мир имеет меньший потенциал для зарождения «государств-стартапов». Отчасти это обусловлено более мирными взаимоотношениями между странами, а также тем, что колониальные отношения остаются в далёком прошлом. Тенденции безусловно положительные, однако оставляющие меньше шансов на перетасовку колоды.
В Латинской Америке не было недавних изменений границ или значительных войн, но мы также не найдём здесь ни одной стартап-страны.
В Карибском бассейне ситуация более оживлённая, так как экономический спад может спровоцировать и большие эксперименты. Представьте Кубу, дающую экономическую свободу провинциям, успешное строительство государственности на Гаити или Тринидад, решивший предоставить гражданам медицинское обслуживание и дома престарелых.
Некоторая версия Курдистана, расположенная в местности, частью которой является на данный момент Ирак, иногда рассматривается как стартап-государство или как минимум регион с полной политической автономией. Здесь присутствует множество частей стартап-формулы, включая граждан, глубоко заинтересованных в экономическом успехе. Однако окружающий регион остаётся нестабильным — очень трудно гарантировать обеспечение права частной собственности зарубежным инвесторам, по крайней мере на данный момент.
Множество границ поменялось в Восточной Европе и Центральной Азии в 1990-х, всё ещё не ясно, останутся ли эти границы без изменений. Наряду с рисками возникновения конфликтов со всех сторон вокруг России существует потенциал большей экономической динамики.
Представьте Казахстан, расширяющий рамки своего эксперимента с особой экономической зоной, которая была создана для привлечения инвестиций, Азербайджан в роли центра отношений с Турцией и Ираном, Россию, решившуюся на радикальные экономические эксперименты с Китаем, чтобы не потерять свои восточные территории, или китайскую экономическую колонизацию Шёлкового пути, создающую новые полуавтономные регионы и образования.
Наконец Африка может стать наиболее значимой площадкой для появления будущих стартап-государств. Здесь существует множество государств, границы которых не совпадают с лингвистическими и этническими группами, населяющими регион. Множество современных наций, оставаясь стабильными при низком уровне дохода на душу населения, могут поднять волну движения за независимость при всё большей уверенности в себе. Африка также является регионом с наибольшим ростом населения и вероятностью больших изменений в течение следующих десятилетий. Будет удивительно, если континент избежит территориальных и пограничных изменений.
Перефразируя Джона Клиза из Монти Пайтон, концепция «стартап государства» не мертва, она просто отдыхает. В политике или бизнесе убедительная логика стартапа никуда не уходит».
Правила комментирования
comments powered by Disqus