Прогнозируя нарастание угроз из афганско-пакистанской зоны, Пекин заблаговременно наращивает усилия по разработке программы предотвращения потенциальных рисков с целью недопущения их переноса к границам Китая.
В настоящее время китайские власти апробируют механизм военно-технического сотрудничества в формате «Таджикистан - Афганистан - Пакистан - Китай», делая упор на оказании максимального содействия в борьбе с уйгурским радикальным движением.
В данном контексте заслуживает внимания интенсификация китайско-таджикского взаимодействия в сфере обороны. Военные ведомства двух стран в 2015-2016 годах подписали ряд соглашений, информация о которых пока не разглашается, однако удалось узнать, что соглашения направлены на организацию совместных усилий по борьбе с терроризмом, а также на обмен информации конфиденциального характера между силовыми структурами.
Наряду с этим, КНР поставила оборудование для установки систем КВ и УКВ связи на пограничные заставы на таджикско-афганской границе. В дальнейшем планируется создание закрытого канала обмена информацией между военными ведомствами двух стран, а также установление спутниковой связи, соединяющей погранзаставы с командными центрами.
По итогам визита члена Центрального военного совета (ЦВС) КНР, начальника объединенного штаба НОАК Фан Фэнхуэя в Душанбе в феврале текущего года рассмотрен вопрос формирования специального механизма сотрудничества между генеральными штабами вооруженных сил Афганистана, Китая, Пакистана и Таджикистана для повышения оперативного взаимодействия по борьбе с терроризмом.
Китайская сторона также предложила учредить в Урумчи (СУАР КНР) информационно-координационный центр в целях обмена информацией и подготовки военнослужащих антитеррористических подразделений Афганистана, Пакистана и Таджикистана.
Командование Армии КНР также положительно решены вопросы оказания материально-технической помощи в создании Ситуационного центра вооруженных сил Таджикистана, а также предоставлении военного имущества для оснащения боевых подразделений вооруженных сил Таджикистана. На эти цели только в текущем году китайская сторона планировала выделить около 400 млн. юаней (61 млн. долларов).
Справочно: с 1994 по 2015 гг. Китай по линии военно-технической помощи выделило Таджикистану 490 млн. юаней (75 млн. долл.).
Следует отметить возрастающую роль Пекина в подготовке военных кадров для Вооруженных сил Таджикистана в высших военных образовательных учреждениях КНР.
Справочно: в период 1999-2015 гг. в Китае прошли обучение около 400 военнослужащих ВС Таджикистана
Расширяется двустороннее сотрудничество в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Так, по итогам переговоров спецпредставителя Китая по борьбе с терроризмом и вопросам безопасности Чэн Гопина и министра внутренних дел Таджикистана в феврале нынешнего года в Душанбе китайская сторона подтвердила готовность оказать финансовую помощь в создании совместного антитеррористического центра в таджикской столице.
Пекин считает, что в настоящее время внутриполитическое положение в Таджикистане является нестабильным. В данном контексте заслуживает внимания состоявшийся обмен мнениями по укреплению сотрудничества в сфере решения практических задач по обеспечению безопасности китайского капитала и персонала, участвующего в проектах в Таджикистане.
Таким образом, сосредоточение усилий и внимания Китая на афгано-пакистанской и афгано-таджикской зонах обусловлено, с одной стороны, необходимостью формирования антитеррористической буферной зоны, с другой - продвижения инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», и, в частности, строительства китайско-пакистанского экономического коридора.
В этих условиях Китай формирует собственную региональную стратегию безопасности, которая географически охватывает территории Пакистана, Афганистана и Таджикистана на первоначальном этапе и предусматривает расширение рамок антитеррористической инициативы на Среднюю Азию в перспективе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus