По мнению ученого, восстание в Семиречье было страшной трагедией и об этом надо помнить и не допускать повторения.
В 2016 году в Кыргызстане отмечается 100-летие Уркуна (Великий исход). В стране запланированы различные культурные мероприятия, посвященные той трагедии.
В 1916 году произошли события, повлекшие гибель многих кыргызстанцев. После этого случился Уркун (Великий исход), когда кыргызы мигрировали в Китай и другие страны.
О ходе восстания в Семиречье и об его итогах Sputnik Кыргызстан поговорил с профессором, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН Диной Аманжоловой.
— Дина Ахметжановна, сфера ваших научных интересов лежит в плоскости межэтнических конфликтов. Что привело к восстанию 1916 года: ошибки администрации или противоречия между коренным населением и крестьянами-переселенцами?
— Клубок противоречий складывался десятилетиями, конфликт между местными жителями и поселенцами зародился не во времена столыпинской аграрной реформы, а гораздо раньше.
Ряд ошибок совершила администрация — как местная, так и центральная. Фактическое управление регионом было передано людям на местах — российские чиновники не знали кыргызского языка, поэтому такие функции, как сбор налогов, формирование призывных списков, выполняли представители коренного населения, волостные управители. Местная администрация выступала в роли посредника, решая многие вопросы.
Пользуясь положением, наделенные властью люди преследовали свои корыстные интересы. К примеру, размер налогов был пропорционален поголовью скота, а его больше у богатых.
За взятку представителю администрации богач переписывал свой скот на бедных сородичей, которые жили в аиле, и налог распределялся на десятки людей, а владелец фактически избегал уплаты налогов.
На такой же возмездной основе переводчики записывали в списки тыловиков не сына волостного правителя, а бедного старика, который вообще мог не подходить по возрасту.
Во время восстания гнев и насилие были направлены не только на русских поселенцев, олицетворявших новую власть, которая отбирала землю, но и на местных правителей. Нужно говорить о том, как взаимодействовали волостная, региональная и центральная администрации.
На каждом уровне была своя доля ответственности, и на каждом лежит вина за произошедшее. Часто восставшие направляли гнев против собственной администрации, которая их обирала, прикрываясь российской властью.
— Восстание было хорошо спланировано или носило скорее стихийный характер?
— У людей не было четкой программы и центра управления. Не было организованного движения за слом системы. В результате восстания не возникло никакой политической организации, которая использовала бы запал восставших. В 1917 году на базе восстания никакого политического движения не появилось, поэтому целесообразней говорить, что оно было стихийным, точкой кипения, которая вылилась в массовое недовольство.
Очень важно сейчас, когда вокруг событий столетней давности нагнетают обстановку, показать, что у сторон были точки компромисса, сотрудничества, взаимодействия.
— Что это за точки?
— Интеллигенция Семиречья призывала решить вопрос мирным путем. Она понимала, что протесты будут подавлены силовыми методами, что это бессмысленные человеческие жертвы.
Местная аристократия не только пыталась остановить нагнетание ситуации, но и выступала со встречными предложениями. Предлагалось уравнять коренное население с казачеством, постепенно перейти к земельному вопросу и решать проблемы по мере их поступления.
Общественность просила не брать в тыл часть рабочей силы, потому что старики и женщины не могли уследить за скотом. Обсуждения требовали вопросы оплаты труда, переводчиков, которых надо приставить к ним, особого питания — кыргызы не ели свинину.
Известный факт: когда кыргызов отправили строить железную дорогу в Мурманск, белые ночи совпали с постом. Рабочие не ели, дожидаясь ночи, которая все никак не наступала. Много вопросов надо было предусмотреть и продумать, но призыв услышан не был.
После насильственного изъятия земель коренные жители затаили злобу на российскую власть и переселенцев, которые ее олицетворяли. Какие крестьяне ехали в Туркестан в рамках аграрной реформы Столыпина? Часто это были люди несемейные, авантюристы. Им никто не объяснял, куда они едут, с какой традицией, культурой, религией столкнутся на новом месте. Администрация должна была предусмотреть интеграционную программу для приезжих.
— Обычно простор для спекуляций возникает там, где есть темные страницы истории. Восстание 1916 года изучено достаточно хорошо: над вопросом трудились многие историки, оцифрован массив архивных документов. Почему в таком случае остается повод для искажений?
— В истории восстания по-прежнему есть неизученные моменты. К примеру, до сих пор с точностью не установлено количество жертв со стороны местных — это дает повод националистам обвинять Россию в геноциде. Но историки доказывают, что для этого нет никаких оснований. Очень трудно подсчитать, сколько на момент восстания в Семиречье было кыргызов, казахов, уйгуров, узбеков… Сколько из них умерли от голода, холеры, тифа, сколько погибло по пути в Китай.
— Какое влияние на события в Семиречье оказал внешний фактор? Есть ли научные подтверждения того, что турецкая и германская разведки были заинтересованы в дестабилизации ситуации в регионе?
— В донесениях местной жандармерии упоминается, что турецкие и германские агенты пытались оказать влияние на местных жителей, но массива серьезных документальных подтверждений тому нет. Безусловно, Турции было выгодно дестабилизировать ситуацию в регионе. Мусульман Туркестана задевало, что Россия воюет против их единоверцев.
Однако гражданская законопослушность и боязнь власти превалировали, поэтому люди исправно платили налоги, жертвовали на нужды фронта. Жители Туркестана во время Первой мировой войны пожертвовали 2,5 миллиона рублей — колоссальные по тем временам деньги.
Духовная связь между Османской империей и Туркестаном ощущалась, но она не была существенной. Все равно люди понимали, что сила за российской властью. Восстание было бальзамом для турецкого и германского генштабов.
Но каким образом они могли повилять на массы? Через печать? Нет. Через агентов? Их не могло быть настолько много, чтобы возбудить массовые волнения. Возможно, через часть духовенства, но прямых подтверждений тому лично я не знаю. Тогда инструментов влияния было гораздо меньше.
— Как протекало само восстание? Как люди узнавали, что в соседнем селе бунт?
— Это было кровавое противостояние. Кажется странным, что в условиях военной системы управления могло произойти такое насилие.
Восставшие разрушали почтовые и телеграфные станции, заваливали колодцы телами убитых, уничтожали всю инфраструктуру, чтобы части не могли прийти, сжигали дома переселенцев, захватывали оружие, делали самодельные пики и вилы. Кыргызы нападали на части, но когда встречали сопротивление — превосходство регулярных солдат, пришедших на помощь, было очевидным, — бросались врассыпную. Кто-то разбегался, кто-то был арестован. Зачинщиков допрашивали, документы допросов опубликованы. Там, где местная администрация действовала организованно, зачинщиков подавляли и даже казнили.
Масштабный исход в Китай начинается после того, как восстание пришли подавлять. Люди отлично знали маршрут: эти горы, перевалы и ущелья. Они часто ходили торговать через границу.
Но бежать в экстремальных условиях, бежать от смерти — это не то же самое, что идти торговать. Уходили, схватив, что можно: пожитки, скот. Бежали в панике от казачьих и солдатских частей, переселенцев, которых вооружали, чтобы они защищались. Но в Китае их никто не ждал.
Этот приход стал полной неожиданностью для китайских властей — они не были готовы к такому потоку людей, но быстро сориентировались и даже извлекли выгоду из ситуации. Пришедшие стали бесплатной рабочей силой. Некоторые бедняки были вынуждены продавать детей и жен китайцам. Не сразу министерство иностранных дел стало сотрудничать с пограничниками.
— С приходом советской власти людей стали возвращать в Семиречье…
— Совершенно верно, на возвращение и их последующее обустройство были выделены большие деньги. Более того, Тынышпаев, премьер-министр Туркестанской автономии, обращался к Колчаку с просьбой помочь пострадавшим от восстания.
В начале 20-х годов большевики, пришедшие к власти, возложили вину за восстание на русских переселенцев и теперь уже у них стали изымать земли — более 100 тысяч десятин и возвращать их кыргызам. И на этот раз уже русские переселенцы частично бежали в Китай.
— Какие исторические уроки нельзя забывать?
— События в Семиречье стали итогом нехватки земли и сложных межнациональных отношений. Во все времена огромное значение имела культура власти, культура управления, культура межэтнического взаимодействия во всех слоях общества. Огромную роль играют национальная, политическая элита, ее образованность, ответственность, система ценностей.
Сегодня мы видим избирательное цитирование и искажение фактов в угоду текущей политической повестке дня. Недавно я прочитала статью, в которой было написано: "Генерал Куропаткин приговорил к смертной казни 347 восставших кыргызов". На этом фраза обрывается. Читатель не узнает вторую часть: "Приведено в исполнение 32 приговора". В условиях информационного противостояния выгодно избирательное цитирование.
Нельзя относиться к истории как к предмету, который можно использовать по случаю, чтобы извлечь выгоду сегодня. Историческими событиями должны заниматься профессионалы, а не политики. Это академическая, научная сфера.
Обществу важно понимать, что восстание в Семиречье было страшной трагедией. Надо об этом помнить и не допускать ее повторения. Для этого нужно развивать всевозможные инструменты взаимного согласия и сотрудничества.
Правила комментирования
comments powered by Disqus