Центральноазиатский торговый форум в Алматы состоялся 7-8 сентября. Тема форума была многозначной и очень важной для всех стран региона – «Экспортный потенциал и развитие торговли: Новые вызовы и перспективы для Центральной Азии».
Форум собрал более 500 участников из разных стран Центральной и Южной Азии и прошел уже в шестой раз. Были продемонстрированы работы модельеров и дизайнеров из Пакистана, Афганистана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана. А производители из этих стран представили свою продукцию на выставке. Многие смогли провести B2B переговоры.
Использование новых возможностей в переработке сельхоз продукции, инновационных решений в производстве, правильного маркетинга, и наконец, экспорт, транзит и транспортировка продукции – были главными темами для обсуждений на данной встрече.
Форум, как и ежегодно, был организован USAID, при участии Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) и Европейского банка реконструкции и развития.
Страны Центральной и Южной Азии уже который год пытаются найти решение для преодоления препятствий в транзите и перевозке грузов, однако ускорению этого процесса мешают на первый взгляд банальные, но на самом деле значительно замедляющие развитие - бюрократические проволочки. Бизнесменам это влетает в копеечку, они терпят убытки, вот и пытаются найти другие пути, часто не более эффективные. Причины и проблемы почти идентичны в каждой стране, и их решения зависит от правительств.
Забегая вперед отмечу, что после выступления некоторых участников форума стало ясно, что Таджикистан медленно, но верно упускает свою возможность быть транзитной страной. Но обо всём по порядку.
День #1: Транспортники ЦА подписали важный документ
Центральноазиатский торговый форум торжественно был открыт 8 сентября в отеле Rixos в Алматы. Еще при входе в отель стал понятен масштаб мероприятия – более 500 участников из стран Центральной и Южной Азии приехали, чтобы обсудить и, возможно, найти пути решения наболевших проблем.
Здесь представители Пакистана, Афганистана, стран Центральной Азии и России. В общем все, кому было интересно работать вместе в одном регионе – продавать, покупать, перевозить, развивать экономику своей страны и взять из этого максимум пользы.
В первый же день Форума был подписан документ (положение) между транспортниками Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана о партнерстве.
Участники партнерства пояснили, что это положение будет содействовать перевозкам между странами и развивать региональную торговлю.
«Мы понимаем проблемы друг друга. Хотя каждая страна может обвинить другую в дискриминационных мерах, и мы выслушали их, и будем решать их совместно. Мы находим новых торговых партнеров, есть вопросы поиска обратного груза и это надо решать», - пояснила Лариса Кислякова, представитель Партнерства от Ассоциации АВВАТ (Таджикистан).
Парадокс в том, что автотранспортные перевозки в ЦА проводятся на основе региональных соглашений, но они не работают, т.к не проработаны механизмы реализации. И поэтому на Форуме очень критически стояли вопросы получения виз и вопросы обмена разрешениями.
«К примеру, по вопросам транзитных виз – такая виза в Узбекистан выдается на 72 часа. За это время невозможно проехать территорию Узбекистана, с учетом больших простоев на внешних границах и существующих препятствий в самой стране. Вот узбекские коллеги сказали, что вроде рассматривается вопрос о выдаче транзитной визы сроком на 10 дней. Это, конечно, будет большим улучшением для нас», - поясняет Кислякова.
Сейчас таджикские перевозчики начали сложный и тернистый процесс трансформации своей деятельности и улучшения среды. Сил и времени на это уходит много. Совсем недавно в Таджикистане была создана Коалиция участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Коалиция на сегодня сравнительно небольшая – в нее пока входят Ассоциация таможенных брокеров Таджикистана, Ассоциация АВВАТ и Ассоциация AIATT, но к ней может присоединиться любой кто так или иначе связан с внешней торговлей.
«Этот совершенно новый механизм сотрудничества направлен на то, чтобы наладить тесное взаимодействие бизнеса с госсектором. Вместе ведь легче добиваться каких-либо важных решений, а решение множества вопросов зависит от госсектора», - отметила Фируза Махмудова, представитель Ассоциации таможенных брокеров Таджикистана.
Коалиция должна войти в создаваемый Комитет по упрощению торговли Таджикистана, что позволит выдвигать решение многих вопросов.
Важность коалиции сложно недооценить, ее работа предполагает развитие экспортного потенциала, упрощения таможенных процедур при транзите, экспорте и импорте.
В реальности это попытка транспортников и экспортеров «выпрямить спину» для того, чтобы они и их пожелания были замечены и нашли своего решения. Особенно в условиях, когда наблюдется тенденция открытия новых транзитных маршрутов, которые идут в обход наших дорог.
Немало и других проблем. По словам директора Globalink Logistics Group в Таджикистане Манучехра Касымова, одна из основных проблем - это не отвечающая сегодняшним требованиям инфраструктура в терминалах (в аэропортах и ж/д станциях), которые не имеют складов с температурным режимом, что очень важно при перевозке продуктов питания и сельхозпродукции.
«Кроме этого, давно уже пора придать погранпереходу "Карамык" на таджикско-кыргызской границе международный статус. Это очень важный пункт, и многие европейские перевозчики хотели бы ездить по этому маршруту. Ну и, конечно же, надо отремонтировать этот участок дороги и привести инфраструктуру в должное состояние», - поясняет он.
День #2: Таджикистан теряет транзитную привлекательность
Это стало понятно в ходе презентации Коммерческого атташе посольства Пакистана в Казахстане Адиля Хана Мианхеля.
Основной тезис – обход Таджикистана при транзите намного выгоднее, так как грузы в нашей стране долго задерживаются из-за бюрократических проволочек. А выгодным маршрутом может стать транзит через территорию Узбекистана или же использование существующего коридора Пакистан-Китай-Кыргызстан-Казахстан. Правда о нем мало кто знает, несмотря на его выгоду. Вот Пакистан и хочет своих экспортеров направлять по этому пути.
Кроме этого, Таджикистан уже почти два года как не покупает пакистанский цемент и на это Адиль Хана также обратил внимание, указав, что в Таджикистане построили крупные цементные заводы, которые полностью обеспечивают страну этим видом стройматериала. Но и ранее объем экспорта пакистанского цемента в Таджикистан не был высоким – всего $50 млн. Однако это давало возможность пакистанским фурам возвращаться обратно с таджикским товаром – в основном с сухофруктами и свежей сельхозпродукцией.
Основная же доля торговли Пакистана со странами Центральной Азии приходится на Казахстан.
А в целом, как исходит по обзору торговли, Пакистан в 2015 году экспортировал в страны ЦА товаров на $22,1 млрд. и импортировал на сумму в $44 млрд.
«Я уверен, если бы не некоторые преграды, то взаимную торговлю можно было бы еще увеличить, а пока она очень низкая, несмотря на огромный потенциал. В некоторых странах с трудом работает соглашение TIR. Существуют проблемы с визовым режимом, хотя по данному стандарту преград подобного плана для транзита и перевозки грузов не должно быть», - отметил коммерческий атташе посольства Пакистана в Казахстане.
Вот и договорились…
Пока шла дискуссия о том, как же найти новые транзитные пути и решить имеющиеся проблемы, в выставочном зале отеля Rixos предприниматели стран находили партнеров и договаривались о поставках.
Таджикский стенд на выставке с сухофруктами вызывал неподдельный интерес у участников.
Афганский экспортер цитрусовых интересовался у представителя Ассоциации сельхозпереработчиков Таджикистана Лутфулло Ортукова о возможности поставок сухофруктов, в особенности кураги, в Пакистан и Афганистан, и дальше в Индию. Интерес также вызвала и представленная на стенде крупа маш, произведенная на севере Таджикистана.
«Я отправляю в Таджикистан по 10 фур цитрусовых (за одну партию) в день и мне надо, чтобы на обратном пути они не возвращались пустыми. Если цена окажется приемлемой, то конечно мне это выгодно, но сможете ли вы мне заполнить все эти фуры за один раз? Сомневаюсь», - интересовался афганский бизнесмен.
И это, пожалуй, еще одна проблема таджикских производителей – они не всегда готовы к крупным закупкам и больше имеют дело с небольшими объемами. Кто-то скажет: «Был бы спрос, мы готовы», ну что ж, выставка в Алмате показала, спрос есть, просто партнеров надо искать, посещая подобные выставки, а не надеяться на то, что они сами вас будут искать.
Кроме того, по словам Ортукова, внутри страны есть проблемы с таможенными и налоговыми режимами. Ведь не зря за последние 5 лет из более чем 50 экспортеров переработанной сельхозпродукции осталось всего 3-4.
Учимся на ошибках
В вопросе экспорта плодоовощной продукции узбекские поставщики, пожалуй, давно уже «съели собаку». Во время форума они рассказали о тонкостях выращивания и транспортировки экспортного товара.
В регионе Узбекистан является одним из лидеров экспорта сельхозпродукции не только в страны Южной Азии и Россию, но и с недавних пор в Европу.
Хотя поначалу ошибок было немало, и часто узбекские экспортеры прогорали при возврате товара или его порче, но они все же научились выращивать и транспортировать товар надлежащим образом.
Учредитель компании «Alimkhan Exim Group» (Узбекистан) Акмалхон Алимханов уверен, что если в древние времена из стран нынешней Центральной Азии на верблюдах везли сельхозпродукцию и сухофрукты в Европу, то сегодня эти возможности под разными предлогами просто не используются.
Он предлагает диверсифицировать экспорт сельхозпродукции и не пугаться европейского рынка, а идти целенаправленно туда, в Европу.
«Уровень потребления стран Евросоюза составляет $46 млрд., это намного выше, чем в странах Таможенного союза. Потенциал этого рынка очень большой. Мы уже зашли на этот рынок. Чаще всего проблема в том, что экспортеры не хотят выходить из зоны комфорта, так как уже привыкли работать в одном русле, и если европейский покупатель требует изменить какие-либо параметры, то идут на отказ, упуская большие возможности», - говорит он.
В контрактах крупных европейских сетевых покупателей прописывается всё – сорт, цвет, зрелость, чистота, товар не должен быть поврежденным вредителями или загрязненным, без трещин, хотя допускаются легкие отклонения в виде природных дефектов, но это должно составлять не более 5% от общего объема груза.
Что было неожиданным так это, то насколько механизм экспорта в Узбекистане поставлен на широкую ногу. Поражает и то, что малый бизнес может всю функцию маркетинга возложить на Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства при Нацбанке Узбекистана.
Представитель этого фонда Баходир Гулямов в интервью «АП» отметил, что несмотря на то, что фонд создан сравнительно недавно, он является очень востребованным среди малых предпринимателей. И понятно почему.
«Фонд содействует и поддерживает экспорт узбекской продукции на внешние рынки. Мы изучаем внешние рынки, делаем маркетинговые исследования, находим покупателей, оказываем финансовые, юридические и консультативные услуги по вопросам экспорта. Мы содействуем предпринимателям в участии на различных выставках. Содействуем им в получении разрешений, сертификатов, лицензий. Они не теряют на это времени и это все бесплатно за счет государства», - рассказал он.
У нас лучшие бараны
Темой другой панельной дискуссии на форуме были «Новые стратегии развития бизнеса: ключевые факторы успеха».
Здесь участники пытались понять и поделиться опытом касательно конкурентных преимуществ, возможности находить надежных партнеров в лице банков, выбор правильной бизнесмодели, важности конкуренции и много другое.
Без конкуренции бизнес развиваться не будет, он станет монополистом, а это уже деградация. Закрытость и монополизация 25 лет назад показала к чему это приводит – приводит к неизбежному развалу – убеждены участники этой панельной дискуссии.
О том, что у бывших стран союзного государства есть все предпосылки для развития экспорта и о том, что не стоит странам ровняться на 500-летний опыт европейских стран, говорит Директор кондитерского дома «Куликовский» Денис Гайворонский. Этот кондитерский дом уже работает в Казахстане, Кыргызстане и России по своей модели развития.
«25 лет назад великая страна развалилась, и страны ЦА все эти годы ищут факторы успеха, стратегии развития. И занимаются копированием, копируем Запад и не понимаем, что все факторы успеха у нас уже были, и они есть до сих пор, просто мы их не видим. К примеру, когда-то Казахстан снабжал всю Москву и компартию мясом, и это было лучшее мясо в СССР, а почему сейчас Бразилия снабжает Москву? Ведь у нас самые лучшие бараны по качеству и структуре мяса в мире», - говорит он.
Один из участников озвучил наверно самые главные тезисы этой панельной дискуссии и самыми основными были - просыпаться и засыпать с мыслью об экспорте, сотрудничать с надежным устойчивым финансовым институтом и ориентироваться на органику в производстве.
Это, пожалуй, те направления, которые необходимо развивать, конечно не без помощи правительств стран Центральной Азии.
В целом же Центральноазиатский торговый форум в Алматы прошел, как и каждый год, очень плодотворно, правда жаль, что все эти предложения не были объединены в один документ. Ведь подписание такого документа в рамках мероприятия такого масштаба, возможно, подтолкнуло бы правительства к более активным действиям, и участники имели бы шанс быть услышанными.
Правила комментирования
comments powered by Disqus