Президент единого правового центра "Вигенс" Владимир Плужник настоятельно призывает сограждан не использовать полученные знания в целях личного обогащения!
Если бы Остап Бендер со своими четырьмя сотнями "сравнительно честных способов отъема денег у населения" поселился в Кыргызстане, его список пополнился бы как минимум вдвое. Юрист Владимир Плужник рассказал о семи пробелах в отечественном законодательстве, из-за которых законопослушные кыргызстанцы остаются без денег и крыши над головой. Все персонажи вымышлены, совпадения случайны.
Способ первый: невменяемый и бедный продавец
Айбек купил у Бакыта квартиру. Они оформили сделку в Госрегистре, Бакыт получил свои деньги, а Айбек въехал в новое жилье.
Через какое-то время Бакыт подает судебный иск о признании сделки недействительной и оспаривает договор купли-продажи. Говорит, что Айбек ввел его в заблуждение или что он сам на момент заключения сделки был невменяемым (причин может быть много). Бакыт имеет право раскаяться в продаже квартиры даже через 15 лет после сделки, восстановить срок исковой давности и оспорить договор.
Суд возвращает Бакыту квартиру — по идее, Айбек должен получить свои деньги обратно. Но их уже нет! И имущества у Бакыта тоже нет: все оформлено на его дочь или, скажем, двоюродного племенника. Поэтому он остается с квартирой, а Айбек получает по паре тысяч сомов ежемесячно — все, что Бакыт может выплачивать из своей официальной зарплаты.
Неспроста процентов сорок всех исковых заявлений — это как раз просьба признать сделку недействительной. Закон о государственной регистрации сделок с недвижимостью — просто кладезь для мошенников. Человек покупает квартиру, оформляет сделку в Госрегистре и считает себя защищенным, а на самом деле никто его не защищает.
Способ второй: автомобильное надувательство
Марина покупает машину у Алибека. Берет у него расписку о получении денег.
Она считает себя полноправной владелицей почти новенькой "Тойоты", а Алибек в это время подает в суд заявление о том, что Марина якобы не рассчиталась с ним до конца. Машину забирают с помощью сотрудников милиции, отвозят на штрафстоянку, и Марина годами мечется по судам в надежде вернуть авто.
Таков сценарий примерно 10 процентов гражданских дел. Чтобы у вас не возникло подобных проблем, надо всего-навсего зарегистрировать право собственности в ГРС.
Способ третий: любимые родственники
Семья Сулаймановых из пяти человек в 1997 году приватизировала свою трехкомнатную квартиру в Бишкеке. Спустя несколько лет хитрый дядя Данияр продал недвижимость, не сказав об этом остальным членам семьи, которые, в принципе, тоже имеют право на часть квартиры.
Дядюшка практически не нарушил закон: у него даже есть справка, что на момент приватизации в квартире проживал только он, которую в Госрегистре приняли на веру. Фишка в том, что эту самую справку выдают бывшие домоуправления. Ответственности они никакой не несут, хотя выдавать такие бумаги права не имеют, но Госрегистр их принимает.
Способ четвертый: как "кинуть" целую компанию
Фирма по продаже мебели платит другой фирме за уборку офиса. Тамошние сотрудники берут деньги и исчезают. Да, у обманутой компании есть договор, она подает заявление в суд, но как доказать, что уборки не было?
Или так: хитрые мебельщики пообещали заплатить уборщикам только после выполнения работы. Приходят люди, драят офис… однако заслуженных денег нет. Есть договор, но опять же — как доказать суду, что уборка была?
Статьи Гражданского кодекса, касающиеся сферы услуг, были приняты в 90-х и уже безнадежно устарели. Закон не регулирует доказательную базу в этих случаях и совершенно не защищает стороны договора.
Способ пятый: как построить этажку хоть на детской площадке
Пенсионер Акылбек Жаныбаевич однажды утром распахнул окно и увидел, что на детской площадке работают бульдозеры. "Караул!" — прошептал он и отправился штурмовать прокуратуру. Писал письма президенту, мэру, генсеку ООН… три месяца сотрясал редакции газет и ТВ, а потом выяснилось, что проклятых строителей наказать нельзя — срок прошел. Не увидит теперь пенсионер, как его внуки резвятся на детской площадке возле дома, ибо там будет банк.
Просто Акылбек Жаныбаевич не знал о существовании 119-й статьи Земельного кодекса КР, которая гласит, что все подобные вопросы решаются через суд и только в течение трех месяцев. Если не обратиться к служителям Фемиды вовремя, как правило, они пользуются этой лазейкой в законе.
Способ шестой, который породил медленных судей
Вас залили соседи сверху. Долгие переговоры заканчиваются только взаимными оскорблениями. В надежде содрать с Айнуры-эже деньги на новый телевизор взамен сгоревшего вы подаете заявление в суд. Вы уверены, что, по закону, получите свои денежки уже через два месяца — дело-то плевое! Но судья начинает играть на ваших нервах: заседания растягиваются на полгода. Под хихиканье соседки вы забираете проклятое заявление и удаляетесь, мечтая наказать нерадивого судью.
Сюрприз! Вы ничего не сможете ему сделать. По моим данным, 90 процентов всех судебных процессов в стране проходят с нарушением сроков. Некоторые судьи намеренно затягивают эти процессы, чтобы люди устали и забрали свои иски.
Способ седьмой: строительный
Айнура полжизни копила на собственный угол. Даже на дни рождения ходила неохотно, чтобы не тратить деньги, но собранной суммы на квартиру все равно не хватало. И вдруг женщина наткнулась на объявление в газете: оказывается, можно вложиться в строящийся дом и через пару лет взносов получить новую квартиру по низкой цене. Айнура подписала договор и с чистой душой отдала деньги. Вечером, прогуливаясь мимо своего будущего жилища, она увидела, что утеплять его никто не намерен, хотя это прописано в договоре. Потом она узнала, что бетон не "итальянский", а китайский. И вообще, дом будет достроен не через пару лет, а через пять, потому что финансирования не хватило… Айнура бежит в суд — и проигрывает. Почему?
Долевое строительство у нас существует только в одном законном виде: если вы — госслужащий, и госорган, где вы работаете, строит дом. Но это всего три процента строек на территории Кыргызстана! Компании могут не только игнорировать сроки и качество: возможно, стройка вообще не начнется. Когда обманутый подает иск, судьи впадают в ступор: поскольку договор не регулируется отечественным законодательством, рассмотреть его в Кыргызстане просто невозможно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus